ОВОС

ОВОС – процесс, способствующий принятию экологически-ориентированного управленческого решения о реализации намечаемой хозяйственной или иной деятельности, посредством определения возможных неблагоприятных воздействий, оценки экологических последствий, учета общественного мнения, разработки мер по уменьшению и предотвращению воздействий.

Цель ОВОС: предотвращение или смягчение воздействия намечаемой хозяйственной или иной деятельности на ОС и связанных с ней соц., экон. и иных последствий.

Принципы ОВОС:

  • принцип презумпции потенциальной экологической опасности (любая деятельность уже несет в себе опасность, пока не доказано обратное);
  • превентивности – ОВОС проводится до начала деятельности;
  • обязательности – объекты экспертизы указанные в законе обязательно должны проходить эк.экспертизу;
  • предупреждения – оценка воздействия должна быть выполнена с учетом того, чтобы предотвратить негативное воздействие;
  • рассмотрения альтернатив – при высокой оценке воздействия рассматривается несколько вариантов деятельности;
  • научной обоснованности;
  • гласности и учета общественного мнения;
  • достоверности и полноты информации предоставляемой на эк.экспертизу.

Место ОВОС в системе экологического проектирования.

 

Правовая основа проведения ОВОС. Законодательную основу составляют «Положение об оценке воздействия на ОС в РФ» и законы РФ «Об экологической экспертизе», «Об ООПС», «О животном мире», «Об ООПТ» и ряд других законов. Помимо ФЗ, ОВОС, кА правовой механизм на стадии подготовки соответствующего хозяйственного решения, опирается на Земельный, Лесной, Водный и Градостроительные Кодексы РФ и ряд других нормативных документов, наиболее значительными из которых являются документы Госстроя (строительные нормы и правила, своды правил). Эти акты определяют требования к проектной документации, в том числе к отражению в ней экологических характеристик намечаемой деятельности.

Приказ Госкомэкологии России «Положение об ОВОС в РФ»

Принят 16 мая 2000 года.

Результаты ОВОС:

  1. характер и масштабы воздействия на ОС намечаемой деятельности;
  2. альтернативы и её реализации;
  3. оценка экологических и связанных с ними социально-экономических и иных последствий воздействия;
  4. значимость и возможности минимизации воздействия;
  5. выявление и учет обществ.предпочтений при принятии заказчиком решений, касающихся намечаемой деятельности.

Этапы проведения ОВОС:

  1. Уведомление, предварительная оценка и составление технического задания (ТЗ) на проведение ОВОС
  2. Проведение исследований по ОВОС и подготовка предварительных вариантов материалов по ОВОС
  3. Подготовка окончательного варианта материалов по ОВОС

I этап - Уведомление, предварительная оценка и составление технического задания (ТЗ) на проведение ОВОС.

Главная задача – уведомление.

Каждый проект реализации включает:

- предпроектную стадию (декларация о намерениях, обоснование инвестиций)

- проектную стадию (технико-экономическое обоснование ТЭО, рабочий проект)

Декларация о намерениях – формирует цели, задачи, возможности инвестирования; обсужд.варианты размещения; сроки строительства и эксплуатации объекта; доказывает промышл., радиац. и ЭБ проекта; обосновыв.способ производства и технология; определяется виды и масштаб воздействия; дается характеристика фонового состояния ОС.

Если объект признается экологически опасным  - проводится государственная экологическая экспертиза декларации о намерениях.

Обоснование инвестиций – проведение согласований и экспертизы; принятие решения о выборе земельного участка; принятие решения о целесообразности дальнейшего инвестирования и проектирования.

Если объект признается экологически опасным – проводится экспертиза обоснования инвестиций.

На основе утвержденного обоснования инвестиций разрабатывается ТЭО.

ТЭО

- детализация решений, отраженных в обосновании инвестиций

- уточнение основных ТЭ показателей

Уже не содержит вар-ных решений

ТЭО – основной проектный документ, где разрабатывается раздел ОВОС и которое чаще всего первым отправляется на эк.экспертизу.

Экспертиза ТЭО – утверждение ТЭО – рабочий проект и акт выбора земельного участка

Рабочий проект содержит полную техническую информацию; исчерпывающую информацию о воздействиях на ОС в проектных условиях и в аварийный условиях; программу эк.мониторинга.

Уведомление органов власти.

Декларация о намерениях – уведомление органов местного самоуправления – получить лист согласования («бегунок») (пож.инспекция, архэнерго,водоканал……) и далее получить согласование.

Уведомление общественности.

Должно производиться на всех стадиях, путем публикации в офисных изданиях федеральных органов исполнительной власти, органах исполнительной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления.

Требования к составлению ТЗ.

  • Наименование и адрес заказчика, исполнителя
  • Сроки проведения ОВОС
  • Основные методы проведения и масштаб
  • Основные задачи при проведении
  • Соответствие региональным программам и планам экономического развития
  • Предполагаемый состав и содержание материалов по ОВОС

ТЗ на проведение ОВОС является частью материалов по ОВОС.

Участие общественности в процессе ОВОС.

Общественность – физические, юридические лица, организации не имеющие статуса юридического лица, а также обособленные подразделения юр.лиц.

Заинтересованная общественность – общественность, интересы которой прямо или косвенно могут быть затронуты в случае реализации намечаемой хозяйственной или иной деятельности, или которые проявили свой интерес к процессу ОВ.

Значение: участие общественности служит инструментом для согласования интересов различных групп, решения различных задач экологической оценки.

Участие общественности в этом процессе имеет самостоят.ценность как реализация права граждан на получение информации и участие в принятии экологически значимых решений.

Функции участия общественности:

1)        формируется представление о механизмах выявления и решения эк.проблем соотв.органами

2)        общественность имеет доступ к информации о ходе проведения ОВОС и реализации проекта

3)        граждане имеют возможность сообщить о своей точке зрения на принимаемые решения

Особенности процесса участия общественности:

- является непрерывным процессом

- происходит по определенным правилам, известным участникам этого процесса

- носит характер диалога – общественность не только получает информацию о деятельности, но и сообщают о своей точке зрения

- подразумевает учет точки зрения общественности в процессе принятия решения

Уровни участия общественности:

1.манипулирование (формальное выполнение закона)

2.терапия (общественность «лечат»)

3.информирование

4.консультации

5.учет мнений (должны быть аргументированы)

6.партнерство (работа с общественностью на всех этапах)

7.делегирование полномочий (собирается не вся деревня, а отдельные фигуры)

8.гражданское управление (чаще всего проходит в виде референдума – голосования)

Формы участия общественности: общественные слушания, круглый стол, сходы, неформальные встречи в малых группах, координационные советы.

Процесс и результаты работы с общественностью должны быть документированы.

Организация и проведение общественных слушаний.

1.планирование проведения общественных слушаний

2.подготовка к проведению общественных слушаний

3. процедура проведения

4.результаты слушаний

II этап – проведение исследований и подготовка предварительного варианта материалов ОВОС.

Пошаговая схема анализа воздействий:

  1. характеристика намечаемой деятельности – 2. анализ состояния территории – 3. выявление возможных воздействий – 4. ознакомление стандартами и нормами – 5. оценка возможных последствий – 6. определение мероприятий по смягчению – 7. разработка программ мониторинга + резюме для общественности

Характеристика намечаемой деятельности.

Необходимо разделить намечаемую деятельность на этапы:

1.Предварительные работы (очистка участка и дренажные работы, подготовка площади)

2.Строительство (фундамент, установка сооружений)

3.Эксплуатация

4.Авария

5.Вывод из эксплуатации

III этап – подготовка окончательного варианта материалов по ОВОС. 

Методы выявления потенциально значимых воздействий на ОС. Воздействие имеет как пространственные, так и временные границы и может быть охарактеризовано через изменение параметров состояния окружающей среды в течение определенного периода и в пределах определенной территории, являющееся результатом планируемой или реальной деятельности. Величина такого изменения может быть определена путем сравнения прогнозируемого или фактического состояния окружающей среды с таким, которое имело (или имело бы) место до начала деятельности, или если бы она не была начата. Проведение ОВОС неосуществимо без выявления всех возможных воздействий путем анализа параметров функционирования объекта (существующего или проектируемого) и предполагаемых последствий для окружающей среды. За этим следует определение величины воздействия путем прогнозирования возможных изменений в окружающей среде в результате осуществления намечаемой деятельности и выявление наиболее значимых воздействий. Там, где это возможно, воздействия должны быть предсказаны количественно. Задача по выявлению, оценке величины и значимости воздействия на окружающую среду решается с использованием методологии системного анализа. Однако вследствие сложности объекта анализа (геосистема, социо-эколого-экономическая система) методики его проведения разработаны недостаточно. Поэтому на всех его этапах широко используются экспертные оценки. Экспертные оценки органично дополняют все рассмотренные ниже методы выявления воздействий, а в ряде случаев профессионализм, знания и опыт экспертов являются основными инструментами как выявления воздействий, так и оценки их величины и значимости. В некоторых случаях полученные на основе экспертных оценок зависимости (в том числе и количественные) между показателями, характеризующими источник воздействия и состояние окружающей среды, используются для создания имитационных моделей, описывающих социо-эколого-экономическую систему, и моделирования. В литературе по проблематике ОВОС упоминается ряд методов оценки, большинство из которых позволяет выявить воздействия и, в ряде случаев, ранжировать их по степени значимости.

Наиболее часто для выявления воздействий используются матричные методы и метод контрольных списков. Матричные методы позволяют наглядно отразить возможные воздействия (матрица Л. Леопольда), дифференцировать первичные и вторичные воздействия (матрица Петерсона, матрица взаимодействующих компонентов).

Однако, выявив все возможные воздействия, сразу оценить величину и значимость для каждого из них далеко не всегда представляется возможным. Это связано с необходимостью большого объема исследований и, соответственно, значительными затратами, отсутствием методик даже качественной оценки. Поэтому необходимо произвести отбор тех компонентов окружающей среды и характеристик источника воздействия, которые определяют общий уровень воздействия, т. е. ранжирование показателей, характеризующих как источник воздействия, так и объекты, подверженные воздействию. Именно наиболее значимые воздействия должны быть предметом пристального изучения при ОВОС. Для выполнения такой работы необходимо располагать информацией как о природных условиях и состоянии компонентов окружающей среды, так и об источнике воздействия. Поскольку под окружающей средой в ОВОС понимают не только компоненты природной среды, но и социо-эколого-экономическую систему в целом, то значимость изменений в окружающей среде в большой степени определяется именно последствиями социально-экономического характера. Социальные эффекты воздействий должны учитывать изменения среды и условий жизни (положительные и отрицательные) как отдельных индивидуумов, так и населения, проживающего в зоне возможного влияния проектируемого объекта.

Предметом рассмотрения должны быть воздействия, которые являются результатом всех этапов жизненного цикла объекта (строительство, эксплуатация, ликвидация, санация). При оценке величины и значимости воздействия необходимо учитывать воздействия, причиной которых может быть чрезвычайная ситуация, инцидент, авария. В таких случаях величина воздействия определяется не только масштабом последствий, но и вероятностью события, следствием которого будет воздействие. Причем должны учитываться даже маловероятные события, с которыми связаны значительные воздействия.

Ранжирование воздействий по степени значимости может быть проведено путем сравнения показателей, характеризующих величину воздействия, с санитарно-гигиеническими нормативами, фоновыми значениями, показателями состояния окружающей среды на момент начала планируемой деятельности, региональными показателями. Для отнесения воздействия к тому или иному уровню (классу) для показателей, его характеризующих, необходимо принять оценочную шкалу, используя которую можно ранжировать воздействия (слабое, умеренное, сильное, очень сильное и т. д.),

Результаты оценки воздействия являются основой для принятия решений о целесообразности осуществления планируемой деятельности. Однако даже значительное воздействие не может быть абсолютным препятствием для осуществления деятельности, если такое решение принято с участием всех заинтересованных сторон на основе максимально полной информации об объекте и его воздействии на окружающую среду. При принятии решений в такой ситуации находят баланс между качеством окружающей среды и выгодами (полезным эффектом), которые будут сопутствовать осуществлению планируемой деятельности, т. е. представления о значимости в конечном счете базируются на общественных предпочтениях.

Метод бальных оценок. Баллы, приписываемые исходным показателям, могут быть получены разными способами: либо на основе предварительных соглашений, либо на основе ранжирования значений показателей хозяйственной деятельности. Далее к таблице баллов применяется метод сумм. Балльный метод позволяет в значительной степени преодолеть трудности оценки, связанные с неоднородностью сравниваемых показателей.

При помощи ранжирования значений исходных показателей осуществляется нормирование разноплановых направлений деятельности в совокупности сравниваемых показателей. К недостаткам этого простого и наглядного метода относится то, что учитываются только места (баллы) по каждому j-му показателю, величина отставания от предыдущего места может существенно различаться и искажать оценку.

Оценочные шкалы. Балловая шкала - это упорядоченная совокупность чисел и качественных характеристик, которые приводятся в соответствие с оцениваемыми объектами согласно определяемому признаку.

При разработке балловых шкал градацию шкалы определяют в зависимости от характера поставленной задачи, качества экспертов, необходимой точности результатов и возможности словесного описания характеристики качественных уровней.

Оценочные шкалы должны отвечать следующим принципам:

Общеупотребительность - распространенность терминов, привычность:

Однозначность - близкое толкование разными экспертами;

Различимость - возможность различать признаки по всем ступеням шкалы;

Достаточность - Количество уровней шкалы обеспечивает необходимую точность;

Для экспертной оценки качества продукции рекомендуется использовать шкалы с нечетным числом уровней качества, чаще применяют балловые шкалы, имеющие три, пять, семь, девять градаций качества, которые могут совпадать или не совпадать с количеством баллов.

Экологический и географический прогнозы как методологическое ядро ОВОС.

Прогноз - предсказание будущего с помощью научных методов, а также сам результат предсказания. Под экологическим прогнозированием понимается предсказание состояния такой системы, среди существенных элементов которой фигурирует хотя бы одна биотическая компонента экосистемы (популяция, сообщество, синузия и пр.). Инструментом экологического прогнозирования является  экологический предиктор - модель (не обязательно математическая), служащая для формирования экологического прогноза.

Особое значение имеет географическое прогнозирование, так как оно является комплексным и предполагает оценку динамики природных и природно-хозяйственных систем в будущем с использованием как компонентных, так и интегральных показателей.

Под географическим прогнозированием понимается разработка научно обоснованных суждений о состоянии и тенденциях развития природной среды в будущем для принятия решений по ее рациональному использованию. Можно определить это направление географических исследований и проще - как предвидение будущего состояния природной среды.

Метод прямых аналогий, экспериментальное и математическое имитационное моделирование. Метод аналогий успешно применяться  для непосредственного получения знаний, хотя в научной среде существует мнение, что аналогии применяют лишь в том случае, когда нет прямых доказательств. Аналогия - сходство предметов (явлений, объектов) в каких-либо свойствах. Аналогии не дают ответа на вопрос о правильности предположения, но наводят на мысль о том или ином положении.

Аналогии в определенной мере делают незнакомое знакомым, позволяя благодаря увиденному сходству решить проблему известным способом, и знакомое незнакомым, давая возможность взглянуть на проблему с неожиданной стороны, что может натолкнуть на новое оригинальное решение.

На основе выявлений аналогии с техническими объектами в другой области, с биологическими объектами, с объектами и явлениями неживой природы с помощью группы эвристических приемов осуществляется поиск новых идей и решений. Это приводит к тому, что отдельное слово, наблюдение могут вызвать в сознании воспроизведение ранее пережитых мыслей, восприятия и "включить" богатую информацию прошлого опыта для решения поставленной задачи.

Имитационное моделирование — метод, позволяющий строить модели, описывающие процессы так, как они проходили бы в действительности. Такую модель можно «проиграть» во времени как для одного испытания, так и заданного их множества. При этом результаты будут определяться случайным характером процессов. По этим данным можно получить достаточно устойчивую статистику.

Имитационное моделирование — это метод исследования, при котором изучаемая система заменяется моделью, с достаточной точностью описывающей реальную систему, с которой проводятся эксперименты с целью получения информации об этой системе. Экспериментирование с моделью называют имитацией (имитация — это постижение сути явления, не прибегая к экспериментам на реальном объекте).

Имитационное моделирование — это частный случай математического моделирования. Существует класс объектов, для которых по различным причинам не разработаны аналитические модели, либо не разработаны методы решения полученной модели. В этом случае аналитическая модель заменяется имитатором или имитационной моделью.

Математическое моделирование — процесс построения и изучения математических моделей.

Все естественные и общественные науки, использующие математический аппарат, по сути занимаются математическим моделированием: заменяют реальный объект его математической моделью и затем изучают последнюю. Достоинства математических моделей состоят в том, что они точны и абстрактны, передают информацию логически конкретным образом. Недостатки математических моделей заключаются часто в сложности математического аппарата. Возникают трудности перевода результатов с языка математики на язык реальной жизни.

Моделирование процессов загрязнения. Модели́рование — исследование объектов познания на их моделях; построение и изучение моделей реально существующих объектов, процессов или явлений с целью получения объяснений этих явлений, а также для предсказания явлений, интересующих исследователя. Рассмотрим, например, моделирование водных экосистем.  Научно-технический прогресс, развитие сельского хозяйства, урбанизация привели к загрязнению природных вод. Проблема загрязнения вод приобрела глобальный характер. В настоящее время выделяют химическое, физическое, биологическое, тепловое, радиоактивное типы загрязнений.

 

Загрязняющие вещества, в зависимости от типа источника загрязнения, разными путями попадают в водную среду. Они могут поступать из атмосферы; могут быть смыты склоновым стоком с сельскохозяйственных полей и угодий в подземные и речные воды; загрязнение также может быть бактериальным в результате развития и отмирания водной растительности. Поступление загрязняющих веществ в водоём может происходить непрерывно (по времени) или в результате массового сброса, в виде точечных или распределённых в пространстве источников.

При имитационном моделировании качества воды необходимо совместное описание гидрофизических и химико-биологических процессов. Задача моделирования заключается в том, чтобы научиться предвидеть, возможно, более отдалённые последствия вмешательства человека в установившийся в природе круговорот веществ и уметь нейтрализовать нежелательные результаты. 

Матричные методы оценки воздействия на ОС.

1. Метод списка

+: простота использования

-: трудности учёта непрямых воздействий

2. Метод матриц

Используется чаще всего матрица Леопольда. В горизонтальных столбцах – этапы, в вертикальных – компоненты (воздух, вода).

+: - помогает выявить значимые воздействия более систематично, чем списки;

- легче учитывать опят прошлых проектов;

- может указать на элементы проекта, которые могут привести к серьезным экологическим воздействиям.

-: - громоздкость;

- неприспособленность в выявлении непрямых воздействий.

3. Метод пошаговых матриц  - для выявления непрямых воздействий (которые указываются стрелками)

+: позволяет оценить непрямые воздействия

-: громоздкость

4. Метод сетей

Обработка территории гербицидами

с использованием с/х авиации     

 

МЕТОДЫ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ПРОГНОЗИРОВАНИЯ.  – комплексы методологических подходов для оценки экологического состояния различных частей биосферы (см.) в условиях антропогенного воздействия. Эмпирический М.э.п. заключается в обычной статистической обработке данных рядов наблюдений за состоянием экосистем (см.) и экстраполяции этих данных на будущее. В этом случае определяются связи отдельных биологических показателей с абиотическими и биотическими характеристиками экосистемы. Математическое моделирование является основным М.э.п. Выделяют: 1) модели экосистем, 2) модели продуктивности, 3) модели популяций, 4) модели отдельных экологических процессов. Первые три типа моделей отличаются большой сложностью и представляют собой наборы относительно автономно функционирующих элементов, объединенных материальными (потоки веществ и энергии) и информационными связями. Исходя из общей характеристики моделей можно выделить формы: 1) концептуальные модели; 2) аналитические модели, 3) механические модели; 4) модели экстраполяции и т.д. Примером концептуальных моделей является модель ассимиляционной емкости морской экосистемы (см.), которая имеет конкретное прикладное значение — нормирование антропогенной нагрузки на морские экосистемы.

При экологическом прогнозировании применяются: статистические методы, системный анализ, экстраполяция, экспертные оценки и другие методы. Экстраполяция подразумевает выявление и развитие тенденций в системе отношений общества и природы под влиянием различных факторов. Экстраполяция опирается на выявление и воспроизведение устойчивых процессов функционирования и развития социоэкосфер. Однако экстраполяция всех тенденций в экологической системе невозможна. Выходом из этой ситуации является системный анализ социоприродных объектов и процессов. С позиций системного подхода природные процессы и преобразования человеком природы интерпретируются по-разному. Но поскольку рассмотрение природных образований в качестве экологических систем уже имеет определенную традицию, то можно говорить о существовании предпосылок системной экстраполяции.

В современном прогнозировании ведущие позиции занимает метод экспертной оценки. В экологии прямой экспертной деятельностью можно считать экологическую экспертизу, которая базируется на эколого-экономико-социальном исследовании, анализе и оценке объекта экспертизы в целях принятия решения.

 

© galka-koptyakova
Бесплатный конструктор сайтов - uCoz