Меры обеспечения экологической безопасности на территории РФ.

 

Обеспечение ЭБ становится важнейшим компонентом национальной безопасности, оказывая всё большее влияние на благополучие и здоровье населения, а также на экономическое развитие всех отраслей народного хозяйства, ставя ограничения экономическому развитию страны.

Среди важнейших составляющих ЭБ страны - решение проблем внедрения новых технологий, производства машин и оборудования экологически безопасных, экологически чистых ресурсосберегающих технологий, широкое внедрение малоотходных и безотходных производств как в промышленности, так и в сельскохозяйственном производстве, на транспорте и в строительстве. Каждая новая технология, каждая новая машина, каждый новый проект строительства должны быть подвергнуты общественной независимой экологической экспертизе, а не только государственной.

В ближайшее время необходимо решить проблемы о зонах экологического бедствия, предотвратить рост техногенных катастроф, уносящих тысячи и тысячи жизней; принять исчерпывающие меры по улучшению качества среды во всех сферах деятельности человека, ведущие к улучшению здоровья населения, качества жизни человека.

ФЗ «Об охране ОС» выделяет следующие комплексные меры:

1) по поддержанию комфортности территории:

  • Оперативные (экологическая паспортизация и установка предельно-допустимых норм, мониторинг, установление лимитов использования ресурсов и лицензирование природопользования)
  • Долговременные (выделение особо опасных производственных территорий, зонирование территорий, экологическое обучение и подготовка кадров, разработка и учет территориальных требований к размещению, строительству объектов).

2) по предотвращению угроз жизненно важным интересам населения:

  • Оперативные (определение границ зон экологического бедствия, зон чрезвычайных экологических ситуаций и экологически опасных территорий, возмещение вреда, решение вопросов об ответственности за экологические преступления).
  • Долговременные (разработка требований к эксплуатации объекта и территорий в зонах экологического бедствия, ЧС и экологически опасных территорий; установление лимитов использования ресурсов; установление ограничений видов хозяйственной деятельности, перепрофилирование производства).

 

 

Общее положение экологической безопасности в составе гражданской безопасности.

 

Источники прир. опасности - опасности природные – прир.факторы – обеспечение                                                   при катастрофах прир. хар-ра

 

Источник техног. опасн. – техногенные опасности – техног. факторы – обеспечение          техног. Безопасности

 

Источ.экол. опасности – экол. опасности – экол. факторы – обеспечение ЭБ

 

 

Ист. воен. опасн. – военная опасн. – военные факторы – обеспеч. воен. безоп.

 

Ист. экономич. опасн. - экон. опасн. –экон. ф-ры – обеспеч. экон. опасн.

 

 

 

 

Основные понятия

 

ЭБ - состояние защищенности природной среды и жизненно важных интересов человека от возможного негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности, чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, их последствий (ФЗ «Об охране ОС», 2002 г.).

Безопасность - состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз (закон РФ «О безопасности», 1992 г.).

Экологическая опасность – вероятность разрушения среды обитания человека, биосферы, в результате неконтролируемого развития экономики, устаревающих технологий, естественных и антропогенных катастроф, вследствие чего нарушаются приспособления живых систем к ухудшенным условиям существования.

Политика ЭБ – целенаправленная деятельность государства, общественных организаций, юридических и физических лиц по обеспечению ЭБ.

Экологический риск – соотношение величины возможного ущерба при воздействии экологического фактора и вероятности реализации этого воздействия.

Предельно допустимая нагрузка – максимальный уровень воздействия антропогенных факторов, при которых сохраняется функциональная устойчивость экосистем.

Зоны чрезвычайной экологической ситуации – участок территории, где в результате антропогенных и природных воздействий происходит устойчивое отрицательное изменение ОС, нарушение здоровья населения, нарушение равновесия естественных экосистем, прежде всего повреждение генетического фонда растений и животных.

Система ЭБ – это совокупность законодательных, медицинских, технических и биологических мероприятий, направленных на поддержание равновесия между биосферой и антропогенными, а также естественными внешними нагрузками.

 

Угроза ЭБ – совокупность условий и факторов, создающих опасность жизненно важным интересам личности, общества и государства (з-н «О безопасности»).

 

Уровни ЭБ:

 

1) индивидуальный – ЭБ личности (работника предприятия,, жителя);

2) объектовый – ЭБ хозяйственного субъекта любой организационно-правовой формы, осуществляемого любой вид хозяйственной, коммерческой и иной деятельности и расположенного в местности, где может возникнуть экологическая угроза (в независимости от того, по чьей вине это произойдет).

3) локальный (муниципальный) – ЭБ промышленной муниципальной территории, где может быть сосредоточено несколько хозяйственных субъектов (предприятий).

4) государственный (национальный) – ЭБ России.

5) межгосударственный (межнациональный) – ЭБ сопредельных государств экономико-географического региона.

6) глобальный (планетарный) – ЭБ мирового сообщества.

 

Угрозы ЭБ:

 

Наиболее опасные экологические угрозы на сегодняшний день:

- рост заболеваемости населения, связанный с напряженной экологической обстановкой,

- продолжающийся рост промышленных и радиоактивных отходов,

- высокая аварийность трубопроводного транспорта,

- резкое уменьшение биологических ресурсов в отдельных регионах страны из-за загрязнения ОС,

- снижение конкурентной способности российских товаров и продуктов из-за несоответствия их требованиям международных экологических стандартов.

 

Угрозы бывают:

1) прямые:

а) сокращение и уничтожение популяций животных и растений;

б) уничтожение природных экосистем в результате превращения их в с/х угодья, различные виды строительства, осушение болот, малых рек.

2) опосредованные:

            а) физическое воздействие (зарегулирование стока рек, чрезмерный забор воды из рек),

            б) химическое (загрязнение ОС химическими веществами),

            в) биологическое (интродукция чужеродных видов и изменение структуры природных биоресурсов)

 

Антропологическое воздействие часто является комплексным и сопровождается синергетическим и кумулятивным эффектом. 

            Для предотвращения угроз биоразнообразия РФ необходимо осуществление целого комплекса мер с использованием социально-экономических механизмов, включая совершенствование законодательства, социально-эколого-экономических механизмов, совершенствование системы управления в области сохранения и использования биоразнообразия, развитие систем мониторинга, научные исследования в экологической области и формирование общественного мнения.

Состояние защищенности от экологических угроз должно быть обеспечено различными субъектами и объектами.

Объекты: государство (конституционный строй, суверенитет, территория), общество, личность (з-н «О безопасности»).

Объекты: земля, недра, воды, атмосферный воздух, озоновый слой, ООПТ, фауна, флора, генетический фонд, естественные экосистемы (ФЗ «Об ООС»).

 Субъект – это хозяйственный субъект, который в наибольшей степени пользуется правами, закрепленными конституцией РФ и зачастую является источником экологической угрозы для самого себя и для третьих лиц.

В систему безопасности входит комплекс экономических и правовых мер обеспечения безопасности.

 

Правовое регулирование и государственная политика в сфере обеспечения ЭБ.

Законодательство РФ в сфере экологически безопасного устойчивого развития России, основано на Конституции РФ и включает в себя совокупность федеральных законов, правовых и нормативных актов субъектов федерации, защита населения и территории от ЧС, охрана окружающей природной среды, оборона и др.

В ведении Российской Федерации находятся (см. ст. 71 Конституции) установление основ федеральной политики и федеральные программы в области государственного, экономического, экологического, социального, культурного и национального развития Российской Федерации;

            В совместном ведении РФ, субъектов РФ (см. ст. 72 Констит.) находятся вопросы владения, пользования и распоряжения природными ресурсами, охрана ОС и обеспечения ЭБ, осуществление мер по борьбе с катастрофами, стихийными бедствиями и т.д.

            Закон «О безопасности» закрепляет правовые основы, обеспечивающие безопасность личности, общества и гос-ва, определяет систему безопасности и ее функции, устанавливает порядок организации и финансирование органов обеспечения безопасности, контроля и надзора за законностью их деятельности.

Методы регулирования ЭБ:

1) информационные (мониторинг, исследования, образование, прогнозирование, пропаганда и др.)

2) предупредительные:

- административные:

а) правовые (норма права, стандарты, разрешения, экспертиза, планирование)

б) контрольные ( проверка деят-ти, лицензирование, экоаудирование, сертификация товаров, инвентаризация);

- финансово-экономические:

а) стимулы: субсидии, дотации, льготные займы, кредиты.

б) взыскания: платежи, налоги, штрафы, облигации.

3)  принудительные меры присечения: запреты на работы, ограничения, арест, изъятие, отстранение.

Средства обеспечения ЭБ: нормирование, ОВОС, экол. экспертиза, экол. сертификация, платежи за выбросы, сбросы, экол. аудит, экол. менеджмент и др.

 

 

 

 

Основные проблемы и направления ЭБ.

 

Основными факторами экол. проблемы в настоящее время является расточительное использование природных ресурсов и загрязнение.

В качестве системы долгосрочных целей обеспечения ЭБ РФ можно указать следующие:

1) разработка и реализация национальной программы осуществления ресурсосбережения (вторичная переработка, внедрение новых технологий)

2) обеспечение динамического равновесия между качеством окружающей природной среды, рациональным использованием прир. Ресурсов и устойчивым социально-экономическим развитием страны,

3) разработка экологических требований, нормативов и показателей,

4) резкое сокращение выбросов окислов S, N, C и др. загрязнителей,

5) сокращение атмосферных выбросов, приводящих к снижению озонового экрана,

6) сохранение биологических и генетических ресурсов, видового и ландшафтного разнообразия,

7) сохранение и улучшение качества поверхностных вод, предотвращение загрязнения морей и прибрежной среды,

8) осуществление экологически обоснованного использования природных ресурсов, осуществление экологически-обоснованного качества жизни человека.

 

Российская система ЭБ.

 

Силы, обеспечивающие ЭБ: подразделение экологической экспертизы и инспекции, силы помощи МПР России, подразделения МВД России, ФСБ, подразделения МЧС, медслужбы, службы защиты растений и животных и др. специальные подразделения, осуществляющие мероприятия и действия по защите населения и природной среды.

            Объектами управления являются министерства и ведомства, осуществляющие государственное управление экологически вредными и опасными видами деят-ти (Минатом России,  минторгэнерго России, минпромнауки, минтранс, минсельхозпром и др.).

Задачи российской системы ЭБ:

- организационное управление процессом достижения целевых показателей ЭБ,

- организация и проведение контроля за соблюдением требований ЭБ,

- взаимодействие с другими государственными системами жизнеобеспечения общества и населения,

- предупреждение и ликвидация экологических последствий промышленных и природных аварий, катастроф,,

- предупреждение появления зон экологического неблагополучия и бедствия, ЧС,

- оценка состояния ЭБ России, прогнозирование ее динамики,

- обеспечение проведения единой государственной политики.

 

Механизмы обеспечения ЭБ России.

 

Включает законодательную и нормативно-правовую основу деят-ти в области ЭБ; организационную основу управленческой деят-ти; экономические механизмы; технологическую основу экологически безопасного развития промышленности, энергетики и транспорта; государственный контроль за деят-ю министерств и ведомств, использование научно-технического и производственного потенциала оборонных отраслей промышленности.

Уровень безопасности существенно зависит от структурной и инвестиционной политики в развитии экономики и в известной степени является индикатором социально-экономического благополучия региона и государства. В связи с этим важное значение имеет принятая за основу концепция территориального размещения производственных и др. объектов, являющихся источниками техногенной опасности.

На территорр РФ происходит зонирование территории для осущ-ся ЭБ с учетом экологических, социальных и экономических условий. Принципы зонированности определяются законодательством РФ и субъектов РФ.

 

© galka-koptyakova
Бесплатный конструктор сайтов - uCoz