Национальная и международная экологическая безопасность
Международная и национальная экологическая безопасность. Состояние и причины проблем безопасности. Сотрудничество в сфере обеспечения экологической безопасности: проблемы и пути решения.
Экологическая безопасность – составная часть национальной и международной (глобальной) безопасности, связанная с состоянием окружающей среды (природных ресурсов, воды, атмосферы, почвы, растительного и животного мира), исключающим возникновение экологических кризисов и катастроф (как естественного, так и антропогенного характера), угрожающих существованию общества, здоровью и нормальной жизнедеятельности человека. Обеспечение экологической безопасности носит зачастую общемировой характер.
Безопасность – это состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз.
Проблемы безопасности всегда стояли перед каждым человеком и человечеством в целом. Нынешняя жизнь характеризуется втягиванием всего человечества в мировые процессы, чей ход ускоряется небывалым научно-техническим прогрессом, обострением социальных, экономических, сырьевых и других проблем, приобретающих глобальный характер. Исследованию проблем безопасности в наши дни придается особенное значение в силу целого ряда объективных факторов, среди которых, в первую очередь, необходимо назвать:
- критическое состояние окружающей среды;
- угрожающее дестабилизацией обстановки в мире развитие демографических процессов;
- практически неконтролируемую антропогенную деятельность и ее разрушительное воздействие на природу;
- все более явно обозначающиеся пределы истощения природных ресурсов при отсутствии должного внимания к развитию ресурсосберегающих технологий;
- наличие в мире сверхразрушительных средств вооруженной борьбы и все расширяющиеся стремления стать их обладателем со стороны молодых развивающихся государств;
- множащиеся вооруженные конфликты и войны в различных регионах планеты.
В современной научной литературе понятие безопасности – национальной, региональной, международной – выводится в качестве синтеза итогов соединения, взаимодействия внутренней и внешней политики любого из государств и всех их вместе взятых, со всем многообразием международной жизни.
В настоящее время масштабы проблемы экологической безопасности, ее серьезность и срочная необходимость практических действий определяются размахом и глубиной экологического кризиса.
Гармонизация международных экологических отношений — один из основных путей выхода мирового сообщества из экологического кризиса. Общепризнано, что реализовать стратегию выхода из него можно лишь на основе единства природоохранных действий всех государств. Сегодня ни одна страна не в состоянии решить свои экологические проблемы в одиночку или сотрудничая лишь с небольшой группой стран. Необходимы четкие согласованные усилия всех государств, координация их действий на строгой международно-правовой основе.
Природа не знает государственных границ, она всеобща и едина. Поэтому нарушения в экосистеме одной страны неминуемо вызывают ответную реакцию в сопредельных. Например, если промышленные предприятия ФРГ или Англии выбрасывают в атмосферу дымовые газы с недопустимо высоким процентом вредных примесей, то это негативно сказывается не только на экологическом состоянии этих стран, но наносит значительный ущерб флоре и фауне соседних Скандинавских стран. Понятно, что не признают государственных границ и все другие компоненты природной среды (речной сток, морские акватории, мигрирующие виды животных и т. п.).
Международное сотрудничество в области охраны окружающей среды регулируется международным экологическим правом, в основе которого лежат общепризнанные принципы и нормы. Важнейший вклад в становление этих принципов внесли Стокгольмская конференция ООН по проблемам окружающей человека среды, Всемирная Хартия природы (ВХП), одобренная Генеральной Ассамблеей и Международная конференция ООН по окружающей среде и развитию.
Соответственно в истории развития (кодификации) основных экологических принципов международного сотрудничества обычно выделяют три этапа (периода).
1. Стокгольмская конференция ООН (1972) по окружающей среде ознаменовала начало важнейшего этапа в экологической политике государств и международных сообществ. По итогам конференции была принята Декларация, в которой определялись стратегические цели и направления действий мирового сообщества в области охраны окружающей среды.
Стокгольмская конференция провозгласила 5 июня Всемирным днем окружающей среды. На конференции был образован постоянно действующий орган ООН по окружающей среде (ЮНЕП) со штабквартирой в г. Найроби (Кения).
Программа ЮНЕП предусматривает организацию и планирование природоохранных действий в пределах трех функциональных направлений:
1) оценка окружающей среды - глобальная система наблюдений;
2) управление окружающей средой и
3) вспомогательные меры (образование в области окружающей среды и подготовка кадров). ЮНЕП координирует также деятельность других международных организаций по использованию, воспроизводству и охране компонентов окружающей среды - земель, вод, атмосферы, растительного и животного мира и др.
2. Всемирная Хартия природы (ВХП) («The World Charter of Nature Defense») принята Генеральной Ассамблеей ООН 28 октября 1982 г. в Вашингтоне. Как и Стокгольмская декларация, Всемирная Хартия природы определила приоритетные направления экологической деятельности международного сообщества на тот период, что в значительной мере предопределило дальнейшее формирование экологической политики государств. По мнению многих ученых и специалистов, Всемирная Хартия природы в сравнении с конференцией в Стокгольме продвинулась дальше по пути «генерализации международных юридических принципов охраны окружающей среды и рационального использования природных ресурсов».
В Хартии были провозглашены следующие основные принципы:
· Человечество осознает, что является составной частью природы. Поэтому к природе следует относиться с уважением и не нарушать ее основных принципов.
• Генетическая основа жизни на Земле не должна подвергаться опасности. Популяция каждой формы жизни, дикой или одомашненной, должна сохраняться, необходимую для этого среду обитания следует сохранять.
• Все регионы Земли, как на суше, так и на морях, должны быть подчинены охране в соответствии с этими требованиями, особая защита должна обеспечиваться уникальным районам - типичным представителям всех видов экосистем и среды обитания редких или исчезающих видов.
• Природные ресурсы должны не расточаться, а использоваться умеренно, как того требуют принципы, изложенные в настоящей Хартии; биологические ресурсы используются лишь в пределах их природной способности к восстановлению; ресурсы многократного пользования, включая воду, используются повторно или рециркулируются.
Согласно Хартии деградация природных систем в результате чрезмерного и нерационального использования природных ресурсов, так же как и неспособность установить прочный эколого-экономический порядок между странами и народами, ведут к подрыву основ цивилизации.
В 1983 году Генеральной Ассамблей ООН учреждается Международная комиссия по окружающей среде и развитию (МКОСР или World Commission on Environment and Development – WCED). Председателем Комиссии становится премьер-министр Норвегии Гру Харлем Брундтланд. В задачи Комиссии Брундтланд входила разработка основных принципов, показателей устойчивого развития, а также глобальной эколого-экономической программы действий.
В 1987 году по результатам работы Комиссии Г.Х. Брундтланд опубликован доклад «Наше общее будущее» («Our common future»), в котором и была представлена новая концепция устойчивого развития, как альтернатива развития основанного на неограниченном экономическом росте. В докладе «Наше общее будущее» было впервые точно определено понятие устойчивого развития, которое трактуется, как развитие, при котором нынешние поколения удовлетворяют свои потребности, при этом, не ставя под угрозу, возможность удовлетворять свои потребности будущие поколения.
3. Конференция ООН по окружающей среде и развитию.
В Рио-де-Жанейро встретились 114 глав государств, представители 1600 неправительственных организаций. Это был самый впечатляющий форум по экологии в ХХ в.
Открывая конференцию, Генеральный секретарь ООН Б. Бутрос Гали отметил, что: «Никогда ранее в истории так много не зависело для вас самих, для ваших детей, для ваших внуков, для жизни во всем многообразии ее форм от того, что вы делаете или не делаете».
На конференции были одобрены пять основных документов: Декларация РИО об окружающей среде и развитии, Повестка дня - XXI в., Заявление о принципах управления, сохранения и устойчивого развития всех типов лесов, Рамочная конвенция по проблеме изменений климата, Конвенция по биологическому разнообразию.
Важнейшими достижениями Конференции ООН было признание следующих фактов:
«проблемы окружающей среды и экономического развития не могут рассматриваться раздельно», «государства должны сотрудничать в духе всемерного партнерства с целью сохранить, защитить и восстановить здоровье и целостность экосистемы Земли», «мир, развитие и защита окружающей среды взаимосвязаны и неразделимы». В основу разработки экологической стратегии государством мирового сообщества рекомендовалось положить концепцию устойчивого развития.
На Конференции было подчеркнуто, что устойчивому развитию, под которым понимается одновременное решение проблем экономического развития и экологии, нет разумной альтернативы.
Подводя итоги конференции, генеральный секретарь оргкомитета М. Стронг (Канада) подчеркнул беспрецедентный масштаб и значимость этого события. «Мир после конференции должен стать другим, - заявил он. - Другим должна стать дипломатия и система международных отношений ООН, а также правительства, принявшие на себя обязательства продвигаться к устойчивому развитию». Для человеческой популяции среда обитания - вся биосфера, которая представляет единую и целостную систему, поэтому успешное продвижение всего мирового сообщества к устойчивому развитию возможно лишь на основе согласованных усилий всех государств.
4. В 2002 г. в Йоханнесбурге (ЮАР) состоялся крупнейший Всемирный саммит по устойчивому развитию на котором был представлен обзор десятилетнего опыта продвижения к устойчивому развитию. По итогам Йоханнесбургского саммита были приняты два документа: Йоханнесбургская декларация по устойчивому развитию и План выполнения решений Всемирной встречи на высшем уровне по устойчивому развитию. Особый приоритет отдавался социальным проблемам устойчивого развития: бедности, развитию здравоохранения, особенно, санитарии, обеспечение чистой питьевой водой и т. д. Особый акцент был отдан проблеме потери биоразнообразия. Также, на Йоханнесбургском саммите обсуждались новые проблемы, которые не упоминались на Конференции в Рио-де-Жанейро, такие как: торговля, глобализация, финансирование устойчивого развития.
В этом году (2012) ожидается проведение Всемирного саммита по устойчивому развитию в Бразилии.