Система экологического мониторинга должна накапливать, систематизировать и анализировать информацию:

 

· о состоянии окружающей среды;

 • о причинах наблюдаемых и вероятных изменений состояния (т.е. об источниках и факторах воздействия);

 • о допустимости изменений и нагрузок на среду в целом;

 • о существующих резервах биосферы.

 Т.о., в систему экологического мониторинга входят наблюдения за состоянием элементов биосферы и наблюдения за источниками и факторами антропогенного воздействия.

 В соответствии с приведенными определениями и возложенными на систему функциями, мониторинг включает три основных направления деятельности:

 • наблюдения за факторами воздействия и состоянием среды;

 • оценку фактического состояния среды;

 • прогноз состояния окружающей природной среды и оценку прогнозируемого состояния.

 

Основные задачи экологического мониторинга.

 • наблюдение за источниками антропогенного воздействия;

 • наблюдение за факторами антропогенного воздействия;

 • наблюдение за состоянием природной среды и происходящими в ней процессами под влиянием факторов антропогенного воздействия;

 • оценка фактического состояния природной среды;

 • прогноз изменения состояния природной среды под влиянием факторов антропогенного воздействия и оценка прогнозируемого состояния природной среды.

 

Виды мониторинга. Системы мониторинга или его виды различаются по объектам наблюдения. Поскольку компонентами окружающей среды являются воздух, вода, минерально-сырьевые и энергетические ресурсы, биоресурсы, почвы и др., то выделяют соответствующие им подсистемы мониторинга. При этом важно создавать не разрозненные системы, а комплексные.

В общем виде процесс экологического мониторинга можно представить схемой: окружающая среда (либо конкретный объект окружающей среды) -> измерение параметров -> сбор и передача информации -> обработка и представление данных, прогноз. Измерение параметров, сбор и передачу информации, обработку и представление данных осуществляет система мониторинга. Система экологического мониторинга тесно связана с системой управления качеством окружающей среды (далее для краткости «система управления»). Информация о состоянии окружающей среды, полученная в системе мониторинга, используется системой управления для устранения негативной экологической ситуации или уменьшения неблагоприятных последствий изменения состояния окружающей среды, а также для разработки прогнозов социально-экономического развития, разработки программ в области экологического развития и охраны окружающей среды. В системе управления можно также выделить три подсистемы: принятие решения (специально уполномоченный государственный орган), управление выполнением решения (например, администрация предприятий), выполнение решения с помощью различных технических или иных средств.

 

Виды нормативов качества ОС. По действующему экологическому законодательству нормативы качества окружающей среды устанавливаются в форме нормативов предельно допустимых концентраций (ПДК) вредных веществ, а также вредных микроорганизмов и других биологических веществ, загрязняющих окружающую среду, и нормативов предельно допустимых уровней (ПДУ) вредных физических воздействий на нее.

Нормативы качества окружающей среды выполняют ряд функций. Они прежде всего устанавливают предельные величины вредных химических, физических и биологических воздействий на природную среду. Такие нормативы служат также для оценки состояния атмосферного воздуха, вод, почв по химическим, физическим и биологическим характеристикам. Установленные в соответствии с требованиями законодательства нормативы качества окружающей среды служат одним из юридических критериев для определения ее благоприятного состояния. Нормативы качества окружающей среды учитываются также при оценке воздействия планируемой хозяйственной деятельности, реализация которой будет связана с отрицательным воздействием на природу, при развитии городов и иных населенных пунктов. Соблюдение этих нормативов и других экологических требований, когда разрабатываются природоохранные меры при проектировании предприятий и иных объектов, может рассматриваться как критерий экологической обоснованности соответствующих проектных решений.

Рассматриваемые нормативы качества образуют основу для регулирования охраны окружающей среды от химических, физических и биологических воздействий на природную среду отдельными источниками – предприятиями, транспортными средствами и т.п. При установлении этих нормативов и с экономической, и с экологической точек зрения важно исходить из их научной обоснованности. Соблюдение завышенных даже на мизерные доли нормативов оборачивается для государства огромными финансовыми и материальными затратами. В то же время занижение их сопряжено с риском причинения ущерба здоровью людей и окружающей среде.

Поэтому в законодательстве определены юридические критерии, с учетом и на основе которых устанавливаются нормативы качества окружающей среды. Под критериями в данном случае понимаются те общественные интересы, которые учитываются при разработке нормативов. В законодательстве сформулированы общие принципы нормирования допустимого отрицательного воздействия на окружающую среду. В соответствии с Законом «Об охране атмосферного воздуха» они заключаются в том, что вредные воздействия на воздух, для которых не существует соответствующих нормативов, могут допускаться в исключительных случаях по разрешениям, выдаваемым специально уполномоченными на то государственными органами на определенный срок, в течение которого должен быть установлен соответствующий норматив. В соответствии с природоохранным законодательством нормативы качества окружающей среды являются едиными для всей территории России.

 

Мониторинг загрязнения природных вод. Это система наблюдений, оценки и прогноза состояния поверхностных и подземных вод суши, морей и океанов с целью получения информации об их качестве, необходимой для рационального использования водных ресурсов и осуществления мероприятий по их охране от загрязнения. Общая схема М.з.п.в. включает три этапа: 1. Организацию систематических наблюдений (подготовительный этап); 2. Анализ и обработку результатов наблюдений (создание информационной базы); 3. Прогноз качества воды водных объектов. М.з.п.в. решает следующие основные задачи: 1. Наблюдение и контроль уровня загрязненности вод по физическим, химическим и гидробиологическим показателям; 2. Изучение динамики загрязняющих веществ; 3. Изучение процессов самоочищения и накопления загрязняющих веществ в донных отложениях; 4. Изучение процессов формирования химического состава вод в устьевых створах рек для составления баланса химических веществ.

 

Мониторинг загрязнения атмосферного воздуха. Регулярные наблюдения и контроль за загрязнением воздуха проводят на постах, которые подразделяются на:

- Стационарные посты, служащие для систематических наблюдений - это специальные павильоны, оснащенные оборудованием и приборами для отбора и анализа проб воздуха и определения метеорологических параметров;

- Передвижные посты, служащие для разовых наблюдений над дымовыми и газовыми факелами;

- Маршрутные посты - автолаборатории для постоянных наблюдений за воздухом.

Выбор мест расположения постов осуществляется совместно учреждениями гидрометеорологической и санитарно-эпидемиологических служб.

В России действует система мониторинга трансграничного переноса загрязняющих веществ воздуха. Эта система включает измерения концентрации загрязняющих веществ в атмосферном воздухе на стационарных наземных станциях, расположенных вдоль западной границы РФ, а также на научно-исследовательских судах при проведении экспедиций и с помощью самолета - лаборатории. Производится также отбор и анализ осадков в виде дождя и снега.

С помощью стационарных постов наблюдений не всегда удается установить конкретного виновника превышения ПДК в атмосфере. В этом случае применяют точечный мониторинг. Это постоянное или эпизодическое наблюдение за конкретным объектом - источником реального или потенциального загрязнения.

 

Биомониторинг. Является составной частью экологического мониторинга - слежение за состоянием окружающей среды по физическим и биологическим показателям. В задачи биомониторинга входит регулярно проводимая оценка качества окружающей среды с помощью специально выбранных для этой цели живых объектов.

Лучше других отработана система биомониторинга водной среды. Росгидромет использует классификатор качества вод, включающий 6 классов. Оценивают показатели донных беспозвоночных, перифитона (обитатели водных растений), фито-, зоо- и бактериопланктона.

 

Биоиндикация. Это оценка состояния среды с помощью живых объектов. Живые объекты (или системы) - это клетки, организмы, популяции, сообщества. С их помощью может производиться оценка как абиотических факторов (температура, влажность, кислотность, соленость, содержание поллютантов и т.д.) так и биотических (благополучие организмов, их популяций и сообществ).

Актуальность биоиндикации обусловлена также простотой, скоростью и дешевизной определения качества среды. Например, при засолении почвы в городе листья липы по краям желтеют еще до наступления осени. Выявить такие участки можно, просто осматривая деревья. В таких случаях биоиндикация позволяет быстро обнаружить наиболее загрязненные местообитания.

 

Социально-гигиенический мониторинг. Это систематическое государственное наблюдение за состоянием здоровья трудящихся, условиями труда и фиксация соответствия или несоответствия результатов наблюдения предполагаемым показателям.

 

Экологический мониторинг на региональном уровне. На региональном уровне экологический мониторинг и контроль обычно вменяется в обязанность:

- Комитету по экологии (наблюдения и контроль за выбросами и сбросами действующих предприятий).

- Комитету по гидрометеорологии и мониторингу (импактный, региональный и отчасти фоновый мониторинг).

- Санитарно-эпидемиологической службе Минздрава (состояние рабочих, селитебных и рекреационных зон, качество питьевой воды и продуктов питания).

- Министерству природных ресурсов (прежде всего, геологические и гидрогеологические наблюдения).

- Предприятиям, осуществляющим выбросы и сбросы в окружающую среду (наблюдение и контроль за собственными выбросами и сбросами).

- Различным ведомственным структурам (подразделениям Минсельхозпрода, МинЧС, Минтопэнерго, предприятиям водно-канализационного хозяйства и проч.)

Региональный мониторинг осуществляют работники гидрометеорологической, гидрохимической, агрохимической, лесоустроительной, сейсмологической и других служб. Объектами мониторинга служат исчезающие виды растений и животных, агро- и природные экосистемы.  Характеризуемыми показателями регионального мониторинга являются — радиационный баланс, тепловой перегрев, глобальные балансы СО2 и О2 загрязнение атмосферы, больших рек и водоемов, загрязнения почв,  функциональная структура природных экосистем и ее нарушения, популяционное состояние растений и животных, урожайность сельскохозяйственных культур.

 

Проблемы организации экологического мониторинга в Архангельской области.

Регулярные наблюдения за состоянием природных сред, т.е. соб­ственно мониторинг,  в   Архангельской   области  осуществляют Центр по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды Росгидро­мета, центры Госсанэпиднадзора, водоканал; инспекционные на­блюдения ведет Комитет природных ресурсов по  Архангельской   области  и его сетевые подразделения, природоохранные службы кру­пных предприятий. Однако, к сожалению, их данные разрозненны и не образуют целостной картины.

К сожалению, в  области  отсутствует общегородской (областной) информационно-аналитический центр, связанный со специализиро­ванными подсистемами и органами управления городом (областью). Проблемы  развития системы лежат не в  области  техники, а в области финансов и  орга­низации  природоохранной деятельности в целом по России.

Законы охраны природы по П.Эрлиху.

1. В охране природы возможны только успешная оборона или отступление. Наступление невозможно: вид или экосистема, однажды уничтоженные, не могут быть восстановлены.

 2. Продолжающийся рост народонаселения и охрана природы принципиально противоречат друг другу.

 3. Экономическая система, охваченная манией роста, и охрана природы тоже принципиально противостоят друг другу.

 4. Не только для всех других живых организмов, но и для человечества смертельно опасно представление о том, что при выработке решений об использовании Земли надо принимать во внимание одни лишь ближайшие цели и немедленное благо Homo sapiens.

 5. Охрана природы должна считаться вопросом благосостояния и в более далекой перспективе – выживания человека.

 

Законы охраны среды жизни Б.Коммонера.

  1. «все связанно со всем» - возмущения в одной части сложной системы, которой является биосфера, неизбежно влекут за собой изменения в другой ее части и ведут к нейтрализации возмущения или при превышении допустимого возмущения к еще большей деформации системы
  2. «все должно куда-то деваться»
  3. «природа знает лучше»
  4. «ничто не дается даром» Б.Коммонер комментирует так "...глобальная экосистема представляет собой единое целое, в рамках которого ничего не может быть выиграно или потеряно и которое не может являться объектом всеобщего улучшения; все, что было извлечено из нее человеческим трудом, должно быть возмещено. Платежа по этому векселю нельзя избежать: он может быть только отсрочен".). 

 

 

© galka-koptyakova
Бесплатный конструктор сайтов - uCoz