Маленький шрифт сделала для информации, которая может быть будет нужна.
Экологическая экспертиза - установление соответствия документов и (или) документации, обосновывающих намечаемую в связи с реализацией объекта экологической экспертизы хозяйственную и иную деятельность, экологическим требованиям, установленным техническими регламентами и законодательством в области охраны окружающей среды, в целях предотвращения негативного воздействия такой деятельности на окружающую среду.
Экологическая экспертиза основывается на принципах:
- презумпции потенциальной экологической опасности любой намечаемой хозяйственной и иной деятельности;
- обязательности проведения государственной экологической экспертизы до принятия решений о реализации объекта экологической экспертизы;
- комплексности оценки воздействия на окружающую среду хозяйственной и иной деятельности и его последствий;
- обязательности учета требований экологической безопасности при проведении экологической экспертизы;
- достоверности и полноты информации, представляемой на экологическую экспертизу;
- независимости экспертов экологической экспертизы при осуществлении ими своих полномочий в области экологической экспертизы;
- научной обоснованности, объективности и законности заключений экологической экспертизы;
- гласности, участия общественных организаций (объединений), учета общественного мнения;
- ответственности участников экологической экспертизы и заинтересованных лиц за организацию, проведение, качество экологической экспертизы.
Виды экологической экспертизы
В Российской Федерации осуществляются государственная экологическая экспертиза(г.э.э) и общественная экологическая экспертиза.
Объекты
Объекты государственной экологической экспертизы федерального уровня
1) проекты нормативно-технических и инструктивно-методических документов в области охраны окружающей среды
2) проекты федеральных целевых программ, предусматривающих строительство и эксплуатацию объектов хозяйственной деятельности, оказывающих воздействие на окружающую среду,
3) проекты соглашений о разделе продукции;
4) материалы обоснования лицензий на осуществление отдельных видов деятельности, которые оказывают негативное воздействие на окружающую среду изаконодательством в области использования атомной энергии федеральными органами исполнительной власти;
5) проекты технической документации на новые технику, технологию, использование которых может оказать воздействие на окружающую среду, а также технической документации на новые вещества, которые могут поступать в природную среду;
6) материалы комплексного экологического обследования участков территорий, обосновывающие придание этим территориям правового статуса особо охраняемых природных территорий федерального значения, зоны экологического бедствия или зоны чрезвычайной экологической ситуации;
7.1 проектная документация объектов, строительство, реконструкцию которых предполагается осуществлять на землях особо охраняемых природных территорий федерального значения, а также проектная документация особо опасных, технически сложных и уникальных объектов, объектов обороны и безопасности, строительство, реконструкцию которых предполагается осуществлять на землях особо охраняемых природных территорий регионального и местного значения, в случаях, если строительство, реконструкция таких объектов на землях особо охраняемых природных территорий допускаются законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации;
7.2) проектная документация объектов, связанных с размещением и обезвреживанием отходов I - V класса опасности;
7.3) проектная документация искусственных земельных участков, создание которых предполагается осуществлять на водных объектах, находящихся в собственности Российской Федерации;
Объекты государственной экологической экспертизы регионального уровня
Пункты 1,2,4,7.1 только на региональном уровне
Объекты общественной экологической экспертизы
Общественная экологическая экспертиза может проводиться в отношении объектов, подлежащих г.э.э., за исключением объектов экологической экспертизы, сведения о которых составляют государственную, коммерческую и (или) иную охраняемую законом тайну.
Задачи не нашла
Законодательные основы в области экологической экспертизы. Конституция Российской Федерации.
- 1. Международные договоры(привела примеры, мало ли спросят)
- Конвенция о трансграничном загрязнении воздуха на большие расстояния.( Конвенция направлена на уменьшение выбросов, причиняющих значительный ущерб природным ресурсам, имеющим жизненно важное экологическое и экономическое значение, таким как леса, почва, водные ресурсы, и историческим памятникам, а при определенных условиях оказывающих вредное воздействие на здоровье человека)
- Конвенция о водно-болотных угодьях, имеющих международное значение (Рамсаарская конвенция). (Она направлена на охрану водно-болотных угодий, их флоры и фауны. Это районы болот, фенов, торфяных угодий или водоемов (естественных или искусственных, постоянных или временных, стоячих или проточных, пресных, солоноватых или соленых, включая морские акватории, глубина которых при отливе не превышает шести метров).
- Конвенция о международной торговле видами дикой фауны и флоры, находящимися под угрозой уничтожения. (Она направлена на защиту некоторых видов дикой фауны и флоры от чрезмерной эксплуатации в международной торговле.)
- Международная конвенция относительно вмешательства в открытом море в случаях аварий, приводящих к загрязнению нефтью(Прибрежные государства, присоединившиеся к Конвенции, могут принимать меры, необходимые для предотвращения, уменьшения или устранения опасности загрязнения моря нефтью вследствие морской аварии или действий, связанных с такой аварией)
- 2. Конституция РФ.
Ст.9
1. Земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории.
2. Земля и другие природные ресурсы могут находиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности.
Ст.42
Каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.
Ст.58
Каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам
- 3. ФЗ. об ООС и ЭЭ.(характеристику смотри ниже.)
- 4. Экологические регламенты
- Санитарно-гигиенические нормативы
- Требования к источникам воздействия
- 5. СанПин, СНиП
СанПин(санитарно-эпидемиологические нормы и правила):
- Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях
- Гигиенические требования безопасности и пищевой ценности продуктов.
СНиП(строительные нормы и правила)
- СНиП 22-01-95.Инженерные изыскания для строительства.Основные положения.
- СНиП 11-02-96. Геофизика опасных природных последствий
Федеральный закон ≪Об охране окружающей среды≫(написала побольше, на всякий случай. можно почитать и каждый сократит сам под себя)
12 января 2002 г. вступил в силу Федеральный закон ≪Об охране окружающей среды≫ и с этого дня утратил силу действовавший ранее Закон ≪Об охране окружающей природной среды≫. Данный Закон определяет задачи всего природоохранительного законодательства РФ, регулирует отношения в сфере взаимодействия общества и природы с целью сохранения природных богатств и естественной среды обитания человека, возникающие при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, связанной с воздействием на природную среду. Закон определяет правовые основы государственной политики в области охраны окружающей среды, обеспечивающие сохранение благоприятной окружающей среды, биологического разнообразия, в целях удовлетворения потребностей общества.
В ст. 1 Закона содержится перечень определений.
В ст. 2 сформулированы принципы охраны окружающей среды, среди которых доминирует принцип приоритета жизни и здоровья человека, обеспечение благоприятных условий для жизни, труда и отдыха населения. Закон закрепляет право граждан на здоровую и благоприятную окружающую среду. Статья 11 Закона говорит о том, что каждый гражданин имеет право на охрану здоровья от неблагоприятного воздействия окружающей природной среды. В ст. 15-24 Закона определен экономический механизм охраны окружающей среды. Сюда включаются планирование, финансирование, обеспечение экологических программ и мероприятий по охране окружающей среды, лицензирование, учет и социально-экономическая оценка природных ресурсов, установление лимитов на природопользование и платность использования природных ресурсов, экологическое страхование, экономическое стимулирование охраны окружающей среды и т. д.
Закон ≪Об охране окружающей среды≫ содержит общие положения, касающиеся порядка проведения государственной и общественной экологической экспертизы. В нем предусмотрены экологические требования строительства, проектирования,
реконструкции, эксплуатации предприятий, сооружений и иных объектов
Глава 9 Закона посвящена чрезвычайным экологическим ситуациям и мерам по восстановлению окружающей среды на территориях, объявленных зонами чрезвычайной экологической ситуации и зонами экологического кризиса. Данная глава содержит общие положения правового режима особо охраняемых природных территорий и объектов. К ним относятся государственные природные заповедники, заказники, национальные природные парки, памятники, редкие растения и животные, зеленые зоны; курортные и лечебно-оздоровительные зоны.
Специальный раздел Закона (ст. 68-72) посвящен вопросам экологического контроля.
Закон также регулирует вопросы экологического воспитания, образования, организации научных исследований, а также вопросы ответственности за экологические правонарушения, возмещение вреда,и еще вопросы международного сотрудничества области охраны окружающей среды.
Федеральный закон «Об экологической экспертизе» разработан и принят в 1995 году. Он регулирует все отношения в области экологической экспертизы. Законом определено, что: «Экологическая экспертиза — установление соответствия намечаемой хозяйственной и иной деятельности экологическим требованиям и определение допустимости реализации объекта экологической экспертизы в целях предупреждения возможных неблагоприятных воздействий этой деятельности на окружающую природную среду и связанных с ними
социальных, экономических и иных последствий реализации объекта экологической экспертизы». В соответствии с законом на территории Российской Федерации осуществляются ГЭЭ и общественная экологическая экспертиза (ОЭЭ).
Федеральный закон «Об экологической экспертизе» построен следующим образом:
1. принципы экологической экспертизы;
- полномочия в области экологической экспертизы федеральных органов государственной власти, субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления;
- порядок проведения ГЭЭ, включая:объекты ГЭЭ федерального уровня и уровня субъектов Российской Федерации;порядок формирования экспертной комиссии ГЭЭ;
права и обязанности эксперта и руководителя;принятие заключения ГЭЭ; - 4) порядок проведения ОЭЭ, включая:объекты ОЭЭ;условия проведения ОЭЭ;
- отказ в государственной регистрации заявления о проведении ОЭЭ;принятие заключения ОЭЭ;
6. права и обязанности заказчиков документации, подлежащей экологической экспертизе;
7. финансирование государственной и общественной экологической экспертизы;
8. виды нарушений законодательства Российской Федерации об экологической экспертизе;
9. порядок разрешения споров в области экологической экспертизы между субъектами Российской Федерации и между муниципальными образованиями.
Положительное заключение ГЭЭ является одним из обязательных условий финансирования и реализации ее объекта. Оно имеет юридическую силу в течение срока, определенного специально уполномоченным государственным органом в области экологической экспертизы.
Федеральным законом «Об экологической экспертизе» установлена ответственность за нарушения законодательства Российской Федерации в этой области.
Споры в области экологической экспертизы между субъектами Российской Федерации разрешаются посредством согласования решений по предметам спора и принятия согласительных документов. В случае отсутствия таких решений эти споры разрешаются
в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. Споры в области экологической экспертизы между муниципальными образованиями разрешаются в судебном порядке в соответствии с процессуальным законодательством.
Положение об оценке воздействия намечаемой хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду в Российской Федерации.
Приказ Госкомэкологии России «Положение об ОВОС в РФ» Принят 16 мая 2000 года.
Состоит из следующих глав:
(дан список определений таких как овос, заказчик, экологическая экспертиза, так же описываются цели, результаты овос)
II. Основные принципы оценки воздействия на окружающую среду
III. Этапы проведения оценки воздействия на окружающую среду
IV. Информирование и участие общественности в процессе оценки воздействия на окружающую среду
V. Требования к материалам по оценке воздействия на окружающую среду
Писать не буду все остальное,это есть все у Юли, и потому что и так 10 листов получилось.
Полномочия органов государственного управления и органов исполнительной власти.
Федеральный орган исполнительной власти в области экологической экспертизы:
1) согласовывает структуру органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области экологической экспертизы;
2) осуществляет надзор за исполнением нормативных правовых актов, принимаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации по вопросам переданных полномочий, с правом направления обязательных для исполнения предписаний об отмене указанных нормативных правовых актов или о внесении в них изменений;
3) осуществляет контроль и надзор за полнотой и качеством осуществления органами государственной власти субъектов Российской Федерации переданных полномочий с правом направления предписаний об устранении выявленных нарушений, а также о привлечении к ответственности должностных лиц, исполняющих обязанности по осуществлению переданных полномочий;
4) в случае необходимости готовит и вносит для принятия решения в Правительство Российской Федерации предложения об изъятии соответствующих полномочий у органов государственной власти субъектов Российской Федерации;
5) устанавливает содержание и формы представления отчетности об осуществлении переданных полномочий, в случае необходимости устанавливает целевые прогнозные показатели.
Порядок проведения экологической экспертизы. Сроки проведения экологической экспертизы. Финансирование государственной экологической экспертизы.
Государственная экологическая экспертиза(г.э.э.)
1.Требования к документации
- материалы предоставляется в составе определенном ФЗ
- документации, подлежащей государственной экологической экспертизе в соответствии со статьями 11 и 12(объекты г.э.э.) настоящего Федерального закона, за исключением объектов, указанных в подпунктах 7.1 и 7.3 статьи 11 и подпункте 4.1 статьи 12настоящего Федерального закона, в объеме, который определен в установленном порядке, и содержащей материалы оценки воздействия на окружающую среду хозяйственной и иной деятельности, которая подлежит государственной экологической экспертизе.
- положительных заключений и (или) документов согласований органов федерального надзора и контроля с органами местного самоуправления, получаемых в установленном законодательством Российской Федерации порядке;
- заключений федеральных органов исполнительной власти по объекту государственной экологической экспертизы в случае его рассмотрения указанными органами и заключений общественной экологической экспертизы в случае ее проведения;
- материалов обсуждений объекта государственной экологической экспертизы с гражданами и общественными организациями (объединениями), организованных органами местного самоуправления.
- материалы, подлежащие г.э.эк., предоставляются в 2х экземплярах, материалы согласований, обсуждений и иные документы в одном экземпляре.
- При предоставлении документации, не соответствующей указанным требованиям, в срок не более 7 дней со дня регистрации поступивших материалов заказчику отправляется уведомление о некомплектности материалов и сроках их предоставления.
- Документация, не укомплектованная в течении одного месяца со получения извещения возвращается заказчику.
2.При наличии полного комплекта документации ответственный исполнитель определяет:
- Сложность объектов э.э.
- Срок проведения
- Количество привлекаемых экспертов
- Стоимость проведения.
3.Сложность и сроки
Срок проведения г.э.э. определяется сложностью объекта, но не должна превышать 6 месяцев.
Срок проведения
Для простых объектов – до 30 дней
Объекты средней сложности – до 60 дней.
Сложные объекты – до 120 дней.
4.
После проверки комплектности предоставляемых материалов и определения стоимости проведения г.э.э. ответственный исполнитель подготавливает уведомление о приеме материалов на экспертизу и о необходимости оплаты г.э.э. материалов.
В течение 30 дней со дня получения уведомления с приложением счета на оплату и сметы расходов.
5.оплата
Г.э.э. проводится при условии ее предварительной оплаты заказчиком документации, подлежащей г.э.э., в полном объеме.
При отсутствии документа, подтверждающего плату г.э.э., в течение 30 дней со дня получения заказчиком документации о необходимости оплаты, г.э.э. предоставленных материалов не производится, а сами материалы возвращаются заказчику с сопроводительным письмом.
6.начало проведения
Устанавливается не позднее, чем 1 месяц после ее оплаты и приемки комплекта необходимых материалов и документов в полном объеме и количестве, соответствующих требованиям.
В течение этого срока ответственный исполнитель подготавливает:
- Техническое задание экспертной комиссии на проведении г.э.э.
- Представления по кандидатурам руководителя и ответственного секретаря.
- Договор на проведение г.э.э. с каждым членом экспертной комиссии.
- Проект приказа на проведения г.э.э.
- День подписания приказа о проведении г.э.э. считается днем начала проведения г.э.э., результатом проведения г.э.э. является заключение:
+ недолжно содержать замечаний, может содержать рекомендации => реализация деятельности.
-должно содержать конкретные замечания=> повторная экспертиза, оспаривание решения в суде.
финансирование
- Осуществляется за счет денежных средств заказчика
- Финансовые средства перечисляются заказчиком на специальный счет органов гос. управления в области э.э.
- Финансовые средства перечисленные заказчиком, расходуются исключительно на проведение г.э.э.
Общественная экологическая экспертиза
- Проводится до г.э.э.или одновременно с ней
- Может проводится независимо от проведения г.э.э.
- Общественные организации имеют право:
- Получать от заказчика документации,подлежающего э.э.
- Знакомится с нормативно-техническим документацией, устанавливающей требования проведения г.э.э.
- Устанавливать в качестве наблюдения через своих представителей в заседания экспертной комиссии г.э.э. и учувствовать в проведении и обсуждении заключений об.э..э.
- На экспертов ,привлекаемых для проведения об.э.э., распространяются требования предусмотреные ФЗ
Финансирование
- Осуществляется за счет собственных средств:
- Общественных организаций
- Общ. Экологических и других фондов
- Целевых добровольных денежных взносов граждан и организаций
- За счет средств, выделяемых в соответствии с решением соответствующих органов местного самоуправления.
Процедура формирования экспертной комиссии.
В состав экспертной комиссии государственной экологической экспертизы включаются внештатные эксперты, по согласованию с ними, и в случаях, определенных нормативными правовыми актами федерального органа исполнительной власти в области экологической экспертизы, могут включаться в качестве экспертов государственной экологической экспертизы его штатные сотрудники и штатные сотрудники органов государственной власти субъектов Российской Федерации.
Назначение руководителя и ответственного секретаря экспертной комиссии государственной экологической экспертизы, формирование экспертной комиссии государственной экологической экспертизы при участии ее руководителя и утверждение ее персонального состава осуществляются федеральным органом исполнительной власти в области экологической экспертизы или органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
Требования к экспертам, председателю и секретарю комиссии. Права и обязанности экспертов.
Руководитель экспертной комиссии
- Учавствует в формировании экс. Комиссии
- Учавствует в подготовке заданий для членов экс. Комиссии
- Обеспечивает качественное проведение экспертизы
- Организует подготовку сводного заключения
Эксперт эк. Экспертизы
Специалист, обладающий научными и (или) практическими познаниями по рассматриваему вопросу.
Им не может быть
Представитель:
- Заказчика документации, предоставленной на г.э.э.
- Разработчики объекта г.э.э.
- Юридические лица, состоящие с заказчиком или разработчиком объекта г.э.э. в договорных отношениях.
Гражданин
Состоящий в трудовых или иного договорных отношениях с указанным заказчиком или с разработчиком объекта(об.) г.э.э.
Эксперт имеет право:
- Заявить о необходимости предоставления заказчиком дополнительной материалов для всесторонней и объективной оценки г.э.э.
- Формировать особое мнение, которое прилагается к заключению г.э.э.
- Эксперт обязан
- осуществлять объективный и комплексный анализ предоставляемых на экспертизу материалов с учетом передовых достижений науки и техники.
- Определять их соответствие нормативно-правовым актам
- Соблюдать требования заказчика об. Эк.эк.
- Соблюдать порядок и сроки проведения г.э.э.
- Обеспечивать объективность и обоснованность своего заключения по об. Эк.эк.
- Учитывать заключение общественной эк. Эк., а также поступившего от граждан аргументированных предложений
- Обеспечить сохранность материалов и конфиденциальность сведений, предоставляемых на г.э.э.
Заключение экспертной комиссии и порядок его утверждения.
Заключением государственной экологической экспертизы является документ, подготовленный экспертной комиссией государственной экологической экспертизы, содержащий обоснованные выводы о соответствии документов и (или) документации, обосновывающих намечаемую в связи с реализацией объекта экологической экспертизы хозяйственную и иную деятельность, экологическим требованиям, установленным техническими регламентами и законодательством в области охраны окружающей среды(привела на всякий случай)
К заключению, подготовленному экспертной комиссией государственной экологической экспертизы, прилагаются особые обоснованные мнения ее экспертов, не согласных с принятым этой экспертной комиссией заключением.
Заключение, подготовленное экспертной комиссией государственной экологической экспертизы, подписывается руководителем этой экспертной комиссии, ее ответственным секретарем и всеми ее членами и не может быть изменено без их согласия.
Заключение государственной экологической экспертизы по объектам может быть положительным или отрицательным.
Положительное заключение государственной экологической экспертизы является толчком для реализации объекта государственной экологической экспертизы.
Правовым последствием отрицательного заключения государственной экологической экспертизы является запрет реализации объекта государственной экологической экспертизы.
Несоблюдение требования обязательного проведения государственной экологической экспертизы проекта международного договора является основанием для признания его недействительным.
Заключение государственной экологической экспертизы направляется заказчику
В случае отрицательного заключения государственной экологической экспертизы заказчик вправе представить материалы на повторную государственную экологическую экспертизу при условии их переработки с учетом замечаний, изложенных в данном отрицательном заключении.
Заключения государственной экологической экспертизы могут быть оспорены в судебном порядке.
Общественная эк. Экспертиза
Заключение общественной экологической экспертизы направляется федеральному органу исполнительной власти в области экологической экспертизы или органу государственной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющему государственную экологическую экспертизу, заказчику документации, подлежащей общественной экологической экспертизе, органам, принимающим решение о реализации объектов экологической экспертизы, органам местного самоуправления и может передаваться другим заинтересованным лицам.
При проведении государственной экологической экспертизы заключение общественной экологической экспертизы учитывается в случае, если общественная экологическая экспертиза была проведена в отношении того же объекта до дня окончания срока проведения государственной экологической экспертизы.
Заключения общественной экологической экспертизы могут публиковаться в средствах массовой информации, передаваться органам местного самоуправления, органам государственной экологической экспертизы, заказчикам документации, подлежащей общественной экологической экспертизе, и другим заинтересованным ли
Права и обязанности заказчиков экологической экспертизы.
Права заказчиков документации, подлежащей экологической экспертизе
- получать от органов власти, организующего проведение государственной экологической экспертизы, информацию о сроках проведения экологической экспертизы, затрагивающей интересы этих заказчиков;
- получать для ознакомления от органов власти, организующего проведение государственной экологической экспертизы, нормативно-технические и инструктивно-методические документы о проведении государственной экологической экспертизы;
- обращаться в федеральный орган исполнительной власти в области экологической экспертизы или орган государственной власти субъекта Российской Федерации, организующий проведение государственной экологической экспертизы, с требованиями устранения нарушений установленного порядка проведения государственной экологической экспертизы;
- представлять пояснения, замечания, предложения в письменной или устной форме относительно объектов государственной экологической экспертизы;
- оспаривать заключения государственной экологической экспертизы в судебном порядке;
- предъявлять в суд иски о возмещении вреда, причиненного умышленным нарушением законодательства Российской Федерации об экологической экспертизе.
Обязанности заказчиков документации, подлежащей экологической экспертизе
- представлять на экологическую экспертизу требуемую документацию
- оплачивать проведение государственной экологической экспертизы;
- передавать органам исполнительной власти и общественным организациям (объединениям), организующим проведение экологической экспертизы, необходимые материалы, сведения, расчеты, дополнительные разработки относительно объектов экологической экспертизы;
- осуществлять намечаемую хозяйственную и иную деятельность в соответствии с документацией, получившей положительное заключение государственной экологической экспертизы;
- передавать данные о выводах заключения государственной экологической экспертизы в кредитные организации для открытия финансирования реализации объекта государственной экологической экспертизы.
Виды нарушени