Правовые основы природопользования

и охрана окружающей среды

 

 

Основные составляющие современного российского экономического механизма в области природопользования и регулировании антропогенного влияния на окружающую среду.

 

В современных условиях можно выделить три типа экономических механизмов природопользования:

  1. мягкий, либеральный механизм – направлен на ликвидацию негативных экологических последствий, а не на устранение причины их возникновения, почти не влияет на темпы и масштабы экономического развития (техногенный тип развития экономики).
  2. стимулирующий механизм –  развитие экологосбалансированных и природоохранных производств и видов деятельности, способствует увеличению производства на базе новых экологизированных технологий, позволяет рационально использовать природные ресурсы.
  3. жесткий «подавляющий» – использует административные и рыночные инструменты и посредством жесткой налоговой, кредитной, штрафной политики практически подавляет развитие определенных отраслей и комплексов в области расширения их природного базиса, в целом способствуя экономии использования природных ресурсов.(подавляет экономическое развитие)

 

В чистом виде эти механизмы не существуют, обычно встречаются различные комбинации. Существующий в России экономический механизм природопользования можно отнести к мягкому типу.

 

В настоящее время в России разработана совокупность экономических инструментов природопользования и охраны окружающей среды:

  • платежи за природопользование (ресурсные платежи и платежи за загрязнение среды)

В России взимается плата за следующие виды загрязнений: выброс в атмосферу загрязняющих веществ от стационарных и передвижных источников загрязнения; сбросы загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты; размещение отходов.

  • финансово-кредитные инструменты (фонды воспроизводства природных ресурсов, методы льготного кредитования природоохранных мероприятий, займы, субсидии, режим ускоренной амортизации природоохранного оборудования, экологические и ресурсные налоги, механизм страхования экологических рисков);
  • рыночные инструменты (рыночные цены на природные ресурсы, рыночная интервенция органов власти для поддержки «зелёных» секторов рынка, механизм купли-продажи прав на загрязнение природной среды, залоговая система, прямые рыночные переговоры, добровольные природоохранные соглашения).

 

 

 

 

 

 

 

Современное российское экологическое законодательство.

 

Общественные отношения в области взаимодействия  общества  и природы регулируются экологическим законодательством. Современное российское экологическое законодательство представлено Конституцией РФ, ФЗ “Об охране окружающей среды”, “Земельным кодексом РФ”, “Водным кодексом РФ”, “Лесным кодексом РФ”, законом РФ “О недрах”, законом РФ “О животном мире”, законом РФ “Об экологической экспертизе”, законом РФ “Об ООПТ” и др. законами и подзаконными актами. Перечисленные нормативно-правовые акты (НПА) содержат эколого-правовые нормы, представляющие собой общие правила поведения, предусмотренные для определенного круга лиц и рассчитанные на неоднократное повторение.

Систему экологического законодательства можно представить следующим образом:

  1. верхний и самый основной уровень представлен НПА экологического законодательства во главе с ФЗ "Об ООС", а также иными правовыми актами законодательства об  охране окружающей  среды.
  2. далее следуют  НПА природноресурсового законодательства, т.е.  акты об использовании и охране природных ресурсов (ЗК, ЛК, ВК, ФЗ «о недрах», ФЗ «о животном мире» и т.д.) .
  3. замыкают данный круг акты иных отраслей законодательства или экологизированные (конституционные, гражданские, административные, уголовные)

 

В КРФ  отражены основополагающие положения в области экологической политики государства, определяет экологические права (статья 42) и экологические обязанности  (статья  58)  гражданина, указывает на компетенцию РФ в сфере природопользования и охраны окружающей среды (статья 71) и совместную  компетенцию РФ  и  ее  субъектов (статья 72) в данной сфере.  Также среди экологических норм важное место занимают положения о праве собственности на природные ресурсы (статьи 9, 36)

 

  1. Закон РФ “Об охране окружающей среды”

ФЗ «об ООС» определяет правовые основы государственной политики в области ООС, обеспечивающие сбалансированное решение социально-экономических задач, сохранение благоприятной окружающей среды, биологического разнообразия и природных ресурсов в целях удовлетворения потребностей нынешнего и будущих поколений, укрепления правопорядка в области ООС и обеспечения экологической безопасности.

ФЗ «об ООС» регулирует отношения в сфере взаимодействия общества и природы, возникающие при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, связанной с воздействием на природную среду как важнейшую составляющую окружающей среды, являющуюся основой жизни на Земле, в пределах территории Российской Федерации, а также на континентальном шельфе и в исключительной экономической зоне Российской Федерации.

 

  1. “Земельный кодекс РФ”

ЗК РФ – кодифицированный НПА являющийся основным источником земельного права в России. Регулирует отношения по использованию и охране земель в РФ как основы жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории (земельные отношения).

Объектом земельных правоотношений является земля. В законодательстве земля рассматривается в нескольких аспектах:

  1.  
    • Земля как природный объект (важнейшая составная часть природы);
    • Земля как природный ресурс (определённая совокупность запасов природных веществ, природной энергии, территориальной сферы, которая используется обществом для удовлетворения своих потребностей);
    • Как недвижимое имущество;
    • Как объект права собственности и иных прав.

 

  1.  “Водный кодекс РФ”

ВК РФ – кодифицированный НПА, являющийся основным источником водного права в РФ. ВК РФ регулирует водные отношения, определяет основные принципы, виды водных объектов, участников водных отношений, полномочия органов государственной власти РФ и органов гос.власти субъектов РФ в области водных отношений, право собственности и иные права на водные объекты, виды водопользования, охранные мероприятия водных объектов и ответственность за нарушение водного законодательства.

 

  1.  “Лесной кодекс РФ”

ЛК РФ – это кодифицированный НПА, являющийся основным источником лесного права в РФ. ЛК РФ регулирует отношения в сфере лесопользования, определяет основные принципы, участников, право собственности и иные права, использование лесов, мероприятия по охране, защите, воспроизводству лесов, лесоустройство, предоставление лесных участков в пользование, полномочия органов государственной власти РФ и органов гос.власти субъектов РФ в области лесных отношений, ответственность за нарушение лесного законодательства и др.

 

  1.  закон РФ “О недрах”

Закон РФ N 2395-1 от 21.02.1992 «о недрах» регулирует отношения, возникающие в связи с геологическим изучением, использованием и охраной недр территории Российской Федерации, ее континентального шельфа, а также в связи с использованием отходов горнодобывающего и связанных с ним перерабатывающих производств, торфа, сапропелей и иных специфических минеральных ресурсов, включая подземные воды, рассолы и рапу соляных озер и заливов морей. Закон «о недрах» содержит правовые и экономические основы комплексного рационального использования и охраны недр, обеспечивает защиту интересов государства и граждан Российской Федерации, а также прав пользователей недр.

 

  1.  закон РФ “О животном мире”

ФЗ от 24.04.1995 N 52-ФЗ "О животном мире" регулирует отношения в области охраны и использования животного мира и среды его обитания в целях обеспечения биологического разнообразия, устойчивого использования всех его компонентов, создания условий для устойчивого существования животного мира, сохранения генетического фонда диких животных и иной защиты животного мира как неотъемлемого элемента природной среды.

Определяет животный мир как совокупность живых организмов всех видов диких животных, постоянно или временно населяющих территорию Российской Федерации и находящихся в состоянии естественной свободы, а также относящихся к природным ресурсам континентального шельфа и исключительной экономической зоны Российской Федерации.

 

  1.  закон РФ “Об экологической экспертизе”

ФЗ от 23.11.1995 N 174-ФЗ "Об экологической экспертизе" регулирует отношения в области экологической экспертизы, направлен на реализацию конституционного права граждан Российской Федерации на благоприятную окружающую среду посредством предупреждения негативных воздействий хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду.

Экологическая экспертиза - установление соответствия документов и (или) документации, обосновывающих намечаемую в связи с реализацией объекта экологической экспертизы хозяйственную и иную деятельность, экологическим требованиям, установленным техническими регламентами и законодательством в области охраны окружающей среды, в целях предотвращения негативного воздействия такой деятельности на окружающую среду.

 

 

  1. закон РФ “Об ООПТ”.

ФЗ от 14.03.1995 N 33-ФЗ “Об ООПТ” регулирует отношения в области организации, охраны и использования особо охраняемых природных территорий в целях сохранения уникальных и типичных природных комплексов и объектов, достопримечательных природных образований, объектов растительного и животного мира, их генетического фонда, изучения естественных процессов в биосфере и контроля за изменением ее состояния, экологического воспитания населения.

Особо охраняемые природные территории - участки земли, водной поверхности и воздушного пространства над ними, где располагаются природные комплексы и объекты, которые имеют особое природоохранное, научное, культурное, эстетическое, рекреационное и оздоровительное значение, которые изъяты решениями органов государственной власти полностью или частично из хозяйственного использования и для которых установлен режим особой охраны.

Особо охраняемые природные территории относятся к объектам общенационального достояния.

 

 

Основные международно-правовые документы в области регулирования природопользования и антропогенного воздействия на окружающую среду.

 

Сотрудничество государств в области международно-правового обеспечения охраны окружающей среды идет по следующим направлениям:

  • охрана воздушной среды, климата, озонового слоя;
  • защита животного и растительного мира
  • охрана Мирового океана

 

Охрана воздушной среды, климата, озонового слоя

 

1979г. – Конвенция ОБСЕ о трансграничном загрязнении воздуха на большом расстоянии.

1992г. . – Рамочная Конвенция ООН об изменении климата. Цель: стабилизация парникового эффекта на уровне, который не допускал бы опасного антропогенного воздействия на климатическую среду.

1985 г. . –  Венская Конвенция об охране озонового слоя  Цель: принятие государствами мер для защиты здоровья человека и окружающей среды от неблагоприятных последствий, вызванных изменениями озонового слоя. В этих целях участники Конвенции:

  • осуществляют сотрудничество и исследования, обмениваются информацией о состоянии озонового слоя, воздействии на него деятельности человека и последствиях, связанных с изменением озонового слоя для здоровья человека и окружающей среды;
  • принимают законодательные или административные меры и сотрудничают в области контроля, ограничения, сокращения и предотвращения деятельности, наносящей урон состоянию озонового слоя;
  • сотрудничают в разработке согласованных мер, процедур и стандартов в целях эффективного выполнения Коневенции.

 

1987г. –  Монреальский Протокол. Цель: защита озонового слоя с помощью снятия с производства некоторых химических веществ, приводящих к его истощению. (направлен на повышение роли и значения Венской конвенции)

 

11 декабря 1997г. – Киотский Протокол к Рамочной Конвенции ООН об изменении климата, (ратифицирован Россией 4 ноября 2004 г). Цель: стабилизация концентрации парниковых газов в атмосфере на таком уровне, который не допускал бы опасного антропогенного воздействия на климатическую систему. Указанные в Киотском Протоколе инструменты затрагивают не только природоохранную сферу, но и способны оказывать существенное влияние на социально-экономическое развитие государств, а также на их коммерческие и торговые взаимоотношения с другими членами мирового сообщества. К числу наиболее значимых положений Киотского Протокола следует отнести те, которые конкретизируют процедуру и порядок торговли единицами сокращений выбросов парниковых газов.

 

Защита животного и растительного мира.

 

Целью международного сотрудничества является сохранение дикой флоры и фауны и их природных районов обитания. Особое внимание уделяется исчезающим и уязвимым видам, включая и мигрирующие. Государства берут на себя обязательства осуществлять меры для сохранения популяций дикой флоры и фауны или ее адаптации на необходимом уровне. Международные договоры, действующие в этой области, можно разделить следующим образом:

 

1) договоры, направленные на охрану флоры и фауны в целом:

1933 – Конвенция о сохранении фауны и флоры в их природном состоянии;

1972 – Конвенция об охране культурного и природного наследия;

1973 – Конвенция о международной торговле видами дикой флоры и фауны, находящимися под угрозой уничтожения;

1979 – Конвенция об охране мигрирующих видов диких животных;

1983 – Соглашение о тропических лесах;

1992 – Конвенция о биологическом разнообразии и др.;

 

2) договоры, охраняющие одну популяцию:

1946 – Международная Конвенция по регулированию китобойного промысла;

Соглашение о сохранении белых медведей и др.

 

 

Охрана Мирового океана.

 

Конвенция ООН по морскому праву 1982 г. обязывает государства защищать и сохранять морскую среду, не допускать, чтобы их действия угрожали другим странам и морской среде посредством загрязнения и не переносить ущерб или опасность загрязнения из одного района в другой, равно как и не превращать один из видов загрязнения в другой.

В последней четверти XX в. был подписан целый ряд международных договоров, целью которых стала охрана Мирового океана:

1972 – Конвенция по предотвращению загрязнения моря сбросами отходов с высоким и средним уровнем радиации;

1992 – Конвенция по защите морской среды Северо-Восточной Атлантики;

1992 – Конвенция по защите Черного моря от загрязнения и др.

 

С начала 1970-х гг. действует экологическая программа ООН «Региональные моря», объединившая усилия 120 государств, совместно использующих 10 морей.

 

Важные природоохранные соглашения заключены под эгидой Европейских сообществ:

1979  – Конвенция о защите дикой фауны и флоры и природных сред их обитания в Европе 1979 г.;

1987 – Соглашение по прогнозированию, предотвращению и оказанию помощи в случае природных и технологических катастроф;

1968 – Европейское Соглашение о запрещении использования некоторых веществ в моющих и чистящих средствах.

 

Международно-правовая охрана окружающей среды от загрязнения радиоактивными отходами

 

Вопросы защиты окружающей среды от радиационного загрязнения регулируются нормами договора о запрещении испытания ядерного оружия в атмосфере, космическом пространстве и под водой 1963 г., договора о нераспространения ядерного оружия 1968 г., Международной конвенции по охране человеческой жизни на море 1974 г. и Протокола 1978 г. к этой Конвенции (об эксплуатации судов с ядерными энергетическими установками), Международной конвенции о подготовке и дипломированию моряков и несении вахты 1978 г., Конвенции об ответственности в области морской перевозки ядерных материалов 1981 г., Конвенции о ядерной безопасности 1994 г., других международных документов.

 

Женевская Конвенция об открытом море 1958 г., в частности, обязывает государства принимать меры для предупреждения загрязнения моря от радиоактивных отходов и загрязнения моря или воздушного пространства над ним в результате любой деятельности, включающей применение радиоактивных материалов.

 

Договор об Антарктике 1959 г. запрещает сброс радиоактивных веществ южнее 60-й параллели южной широты.

 

Преднамеренному захоронению в океане вредных, в том числе радиоактивных, отходов посвящена Лондонская конвенция 1972 г. по предотвращению загрязнения моря сбросом отходов и других материалов.

 

Вопросы эксплуатации судов с ядерными силовыми установками и соответствующей защиты морской среды регламентируют: Лондонская конвенция по охране человеческой жизни на море 1960 г., Брюссельская конвенция об ответственности операторов ядерных судов 1962 г., Парижская конвенция об ответственности перед третьей стороной в области атомной энергии 1960 г. и дополняющая ее Брюссельская дополнительная конвенция 1963 г., Венская конвенция о гражданской ответственности за ядерный ущерб 1963 г., Брюссельская конвенция о гражданской ответственности в области морских перевозок расщепляющихся материалов 1971 г., Лондонская конвенция об ограничении ответственности по морским требованиям 1976г. Эти конвенции регулируют также вопросы ответственности за причинение ущерба в результате использования атомной энергии, в том числе в случае сброса радиоактивных отходов.

 

© galka-koptyakova
Бесплатный конструктор сайтовuCoz