1=== Экологический менеджмент - специальная система управления, имеющая в основе регулятивный процесс, направленный на сохранение качества окружающей среды, обеспечение нормативных социальных, экологических и экономических параметров 

Менеджмент охватывает деятельность, обеспечивающую рациональное использование ресурсов и времени, умение добиваться поставленных целей, используя труд, интеллект, мотивы поведения других людей. Он включает процесс планирования, организации, мотивации и контроля.

В целом менеджмент - скоординированная деятельность по руководству организацией и его контролю.

Предметом экологического менеджмента являются экологические аспекты деятельности организации, производимой ею продукции и оказываемых услуг. 

К основным функциям экологического менеджмента относятся:

  1. Обоснование экологической политики и обязательств.
  2. Планирование экологической деятельности.
  3. Организация внутренней и внешней экологической деятельности.
  4. Управление персоналом.
  5. Управление воздействием на окружающую среду и использованием ресурсов.
  6. Внутренний экологический мониторинг и экологический контроль.
  7. Анализ и оценка результатов экологической деятельности.
  8. Пересмотр и совершенствование системы экологического управления и экологического менеджмента.

Функциями экологического менеджмента являются как основные, так и специальные, например, техническая (создание и внедрение малоотходных технологий и т.п.), экологический учет и др., оперирующие различными показателями деятельности. Все функции экологического менеджмента тесно связаны между собой.

Менеджмент классифицируется по типу изучаемого им объекта. Так, общий менеджмент изучает общие принципы и закономерности управления (функции управления, управленческий цикл, стратегическое управление, мотивацию, лидерство), а стандартные его функции (планирование, организация, мотивация и контроль) встречаются в хозяйственной деятельности любого предприятия.

Специальный менеджмент рассматривает управление специфическими объектами. Одним из видов специального менеджмента и является экологический менеджмент, объектом которого является совокупность элементов, с которыми взаимосвязана экологически значимая хозяйственная деятельность, имеющая свои пространственные и временные границы.

Классификация менеджмента на общий и специальный не является исчерпывающей, так как объектом специального менеджмента, в рассматриваемом случае - экологического, могут быть некоторые виды специальных процессов (например, менеджмент экологически ориентированных инвестиционных потоков, менеджмент отходов и т.п.)

Предметом экологического менеджмента являются: экономический механизм природопользования; организационная структура; экологический маркетинг, персонал, экологически значимая информация, экологическая и корпоративная культура, поведенческие мотивы, взаимодействие с внешней средой и общественностью, а также другие составные части системы управления.

Система экологического менеджмента имеет следующие взаимосвязанные структурные элементы:

 

=== 2== В общем виде экономический механизм охраны окружающей среды может быть определен как система экономических инструментов поощрительного и принудительного характера, применение которых в управлении охраной природы обеспечивает достижение целей экологической политики. В зависимости от происходящих экономических процессов структура экономического механизма может существенно изменяться. Исходя из преобладания тех или иных инструментов могут быть выделены три типа экономических механизмов природопользования: стимулирующий (с преобладанием рыночных инструментов и созданием благоприятной экономической среды для развития экологически чистых производств), жесткий (с использованием административных и рыночных инструментов и подавлением посредством жесткой налоговой политики развития экологически опасных отраслей) и мягкий (с установлением ограничительных экологических рамок, слабо влияющих на темпы и масштабы экономического развития).

В соответствии с действующими нормативно-правовыми документами экономический механизм охраны окружающей среды включает как поощрительные элементы (позитивная мотивация), так и инструменты принуждения (негативная мотивация), при очевидном преобладании последних.. Основу экономического механизма охраны окружающей среды в России составляют экологические платежи и экономические санкции за экологические правонарушения.

Экономический механизм природопользования:

- совершенствование учета и оценки природно-ресурсного потенциала территорий;

- методическое и нормативное правовое обеспечение введения платежей за право пользования природными ресурсами на основе их экономической оценки;

- совершенствование системы платежей за загрязнение окружающей среды (нормативно-методические документы);

- отработка методологии оценки ущерба в результате загрязнения окружающей среды;

- совершенствование системы инструментов финансирования экологических программ и мероприятий по охране окружающей среды из различных источников, включая средства фондов экологического страхования, экологических и других фондов, банков; разработка пакета межведомственных нормативных правовых документов по совершенствованию механизма реализации программ экологической направленности;

- формирование рынка экологических работ, товаров и услуг;

- организация системы лицензирования деятельности природоохранного назначения;

- внедрение обязательного и добровольного экологического страхования для покрытия непредвиденных расходов, возникающих в результате аварий.

Платность природопользования в России стала основополагающим принципом Закона РФ “Об охране окружающей природной среды”.

Нормативно-правовая и финансовая основа экологического менеджмента, в первую очередь, охватывает природоохранительное и природно-ресурсное законодательство в общем спектре системы законодательства Российской Федерации:

  • федеральные конституционные законы, федеральные законы;
  • акты палат Федерального Собрания (Государственной Думы и Совета Федерации);
  • указы и распоряжения Президента РФ нормативного и ненормативного характера;
  • постановления и распоряжения Правительства РФ нормативного и ненормативного характера;
  • решения Конституционного Суда РФ о толковании Конституции РФ и о соответствии Конституции РФ законов, нормативных актов Президента РФ, Правительства РФ и актов Государственной Думы и Совета Федерации Федерального Собрания РФ или отдельных положений вышеперечисленных актов.

Большое значение имеют конкретные инструктивно-методические и нормативные документы, российские и международные стандарты, нормы и правила.

В общем виде нормативную базу экологического менеджмента составляет совокупность упомянутых выше международных стандартов ИСО серии 14000, включающая несколько блоков: системы управления, проверки (аудит), этикетирование, оценка показателей окружающей среды, оценка жизненного цикла.

Деятельность в области производственного экологического управления определяется государством через органы государственного экологического контроля и управления. Па практике государственное регулирование здесь осуществляется через систему природоохранительных требований, закрепленных в законодательных и нормативных документах федерального, регионального и местного уровней. 

***(((Дополнительно:
Схема экологического менеджмента и аудирования
EMAS  В рамках разработки подходов к созданию и упрочению единого европейского рынка Европейское Сообщество стремится создать жесткую систему экологического законодательства и контроля исполнения его требований. В 1993 г. были окончательно согласованы и опубликованы требования к созданию Схемы экологического менеджмента и аудирования (Eco-managemcnt and audit scheme or EMAS); предприятия получили возможность быть сертифицированными в соответствии с EMAS с 1995 г. 
Система экологического менеджмента EMAS представляет собой способ деятельности для промышленности, необходимый для достижения целей экологической политики и поэтапного решения конкретных задач.

Серия международных стандартов систем экологического менеджмента на предприятиях (IS014 ООО)Стандарты ISO 14000 разрабатываются Техническим комитетом 207 (ТС 207) Международной Организации Стандартизации (ISO) с учетом уже зарекомендовавших себя международных стандартов по системам менеджмента качества продукции (ISO 9000), в соответствии с которыми в настоящий момент сертифицировано более 70000 предприятий и компаний по всему миру.

Система стандартов ISO 14000 ориентирована не на количественные параметры и не на технологии. Основным предметом ISO 14000 является система экологического менеджмента. В соответствии с этим типичные положения этих стандартов состоят в том, что в организации должны быть введены и соблюдаться определенные процедуры, подготовлены определенные документы, назначены ответственные за определенные области экологически значимой деятельности.))) 

3=== За последнее десятилетие в мировой практике произошли глубокие качественные изменения в подходах к решению экологических проблем и в первую очередь проблем, связанных с производством товаров и услуг. В течение 90-х годов подавляющим большинством ведущих промышленных компаний за рубежом достигнуты и продемонстрированы существенные результаты в области уменьшения отрицательного воздействия на окружающую среду при одновременном увеличении объемов производства, снижении удельных расходов сырья и материалов, экономии энергоресурсов, повышении качества продукции. 

Экологическое предпринимательство, которым является деятельность по производству и реализации товаров, осуществлению работ и услуг, направленных на предупреждение и уменьшение вреда окружающей среде и здоровью населения, является одним из важнейших направлений обеспечения дальнейших прогрессивных экологических преобразований.

Анализ российской и зарубежной хозяйственной практики показывает, что экологические факторы все больше влияют на цели предпринимательской деятельности. Повсеместно наблюдается заметное укрепление позиций экологически ориентированной продукции в выпуске производственных и потребительских товаров различного назначения.

Экологические параметры технологий производства и выпускаемых товаров, а также затраты на охрану окружающей среды, прямо влияющие на уровень общих издержек, стали важными факторами, определяющими конкурентоспособность на национальном и мировом рынках. Влияние этих факторов на цену товара, перспективы дальнейшего производства, рынки сбыта, маркетинговую деятельность в целом все более возрастает.

Проведенные экспертные оценки показали, что природоохранные и ресурсосберегающие технологии будут представлять собой одно из основных действенных средств рыночной конкурентной борьбы.

Можно отметить, что в последнее время сформировались самостоятельные направления экологического предпринимательства:

  • производство экологической техники, приборов для контроля состояния окружающей среды;
  • создание средощадящей и ресурсосберегающей техники и технологий;
  • расширенное использование вторичных ресурсов и экологическое воспроизводство;
  • экологическое образование и воспитание;
  • консалтинг;
  • а также выполнение различного рода других экологических работ и услуг.

Набирает силу финансовое обеспечение рынка экологических работ и услуг коммерческими банками.

Можно выделить следующие типы предприятий и организаций, входящих в экологическую инфраструктуру, по их функциональной ориентации и характеру организации работ:

  • выполняющие работы по изучению состояния природно-ресурсного потенциала и окружающей среды
  • оказывающие экологические услуги субъектам хозяйственной деятельности
  • осуществляющие рекультивацию и воспроизводство природной среды
  • производящие природоохранную, ресурсосберегающую технику и технологии, природосберегающую продукцию;
  • обеспечивающие функционирование самой экологической инфраструктуры

Дальнейшее развитие рынка экологических работ и услуг существенно зависит от создания гибкого организационно-экономического и нормативно-правового механизма взаимодействия рыночных структур в сфере экологии, органов государственной власти, органов местного самоуправления и органов управления охраной окружающей среды и природопользованием.

 

=== 4-- В 1992 г. в Рио-де-Жанейро состоялся саммит глав государств, посвященный устойчивому развитию человеческого общества и природы. На саммите также было определено, что экологический менеджмент следует отнести к ключевой доминанте устойчивого развития и одновременно к высшим приоритетам промышленной деятельности и предпринимательства. В 1993 году на уругвайском раунде переговоров, посвященных Всемирному торговому соглашению, было принято решение о создании международных стандартов по экологическому менеджменту. Международная организация по стандартизации (ISO) в своих рамках организовала технический комитет 207 (TC 207), который приступил к написанию стандартов серии ISO 14000, в которых определялись принципы функционирования систем экологического менеджмента. В 1996 г. был выпущен первый и основной стандарт ISO 14001.

В 1998 г. Госстандарт опубликовал аутентичный текст на русском языке в качестве национального ГОСТ Р ИСО 14001-98 (пересмотрен в 2007 году), а также со временем ввел в действие и остальные стандарты серии ISO 14000.

В 1993 году собственный стандарт экологического менеджмента ввел Европейский союз EMAS (схема эко-менеджмента и аудита Европейского союза). В 2000 году он был пересмотрен, и в части требований к системе экологического менеджмента предприятий стал прямо ссылаться на требования стандарта ISO 14001.

 Применение международных стандартов по системам управления окружающей средой получает все большее распространение во многих странах мира. Хотя сертификация на соответствие стандарту ИСО 14001 является добровольной, в настоящее время более чем в 90 странах мира выдано более          20 тыс. сертификатов соответствия стандарту ИСО 14001, преимущественно в странах Европейского союза, а также в Японии, США, Австралии, Швейцарии, Корее, Таиланде, Китае, Индии, Объединенных Арабских Эмиратах.

Переход на рыночные отношения в экономике России, глобализация мирохозяйственных отношений и ориентация многих предприятий на внешние рынки определяет актуальность внедрения стандартов ИСО серии 14000 в отечественной практике, что необходимо для решения широкого круга вопросов эффективного функционирования предприятий, включая экологическую сертификацию, экологический аудит, экологическое страхование и другие. В современных условиях России сохраняется недопонимание и недооценка происходящих в мире качественных изменений в подходах к решению экологических проблем, вплоть до полного игнорирования таких изменений либо их крайнего упрощения и сведения к формальному выполнению ряда общих требований. Подобная позиция ведет (в ряде случаев уже приводит) к неизбежным упущенным экономическим возможностям и прямым потерям как для отдельно взятых промышленных компаний, так и для страны в целом.

 

 

© galka-koptyakova
Бесплатный конструктор сайтов - uCoz