Антропология
- 1. Факторы роста и развития человека. Рост и развитие как качественное преобразование организма, наследственные (генетическая программа) и средовые (случайные) факторы роста и развития. Закономерности роста и развития: эндогенность, дифференциация и интеграция, необратимость, постепенность, цикличность, гетерохронность, синхронность, индивидуальное разнообразие.
Факторы роста и развития человека.
Организму человека, как и любому живому организму, присущи рост и развитие.
Рост — это количественное увеличение биомассы организма за счет увеличения геометрических размеров и массы отдельных его клеток или увеличения числа клеток благодаря их делению.
Развитие — это качественные преобразования в многоклеточном организме, которые протекают за счет дифференцировочных процессов (увеличения разнообразия клеточных структур) и приводят к качественным и количественным изменениям функций организма.
Рост и развитие как качественное преобразование организма:
- наследственные (генетическая программа)
Степень наследственного (генетического) влияния неодинакова на разных этапах роста и развития. Воздействие наследственных факторов на тотальные размеры тела усиливается от периода новорожденности ко второму детству с последующим ослаблением к 12—15 годам.
- средовые (случайные) факторы роста и развития.
Влияние факторов внешней среды на процессы морфофункционального созревания организма отчетливо прослеживается на примере сроков менархе (менструации). Исследования процессов роста у детей и подростков в различных географических зонах показали, что климатические факторы почти не оказывают влияние на рост и развитие, если условия обитания не являются экстремальными. Адаптация к экстремальным условиям вызывает столь глубокую перестройку функционирования всего организма, что не может не сказаться на процессах роста.
Закономерности роста и развития:
- 1. эндогенность- рост и развитие организма не обусловлены внешними воздействиями, а совершаются по внутренним, присущим самому организму и запечатленным в наследственной программе законам.
- 2. дифференциация и интеграция,
Дифференцировочные процессы, или дифференцировка, — это появление специализированных структур нового качества из мало специализированных клеток-предшественниц. Наименее специализированной можно считать зиготу — зародышевую клетку, образующуюся в результате слияния материнской яйцеклетки с отцовским сперматозоидом. Первые этапы развития зиготы представляют собой простое увеличение числа неотличимых друг от друга клеток — сначала зигота делится на 2, потом каждая из них еще на 2, т.е. образуется 4 клетки, затем — 8, 16, 32 и т.д. Эти эмбриональные клетки называются бластомерами, они похожи, как две капли воды. Однако уже на стадии 32 бластомеров начинают выявляться некоторые особенности отдельных клеток, связанные с их местоположением.
и мышечной.
Ростовые процессы ведут, как правило, к количественным, пропорциональным изменениям. Дифференцировочные процессы могут приводить к появлению качественных, непропорциональных изменений в деятельности физиологических систем организма.
- 3. Необратимость. Человек не может вернуться к тем особенностям строения, которые были у него в детстве или младенчестве.
- 4. Постепенность. Человек в своем развитии проходит ряд этапов, совершающих последовательно один за другим. Пропустить какой-либо из этапов при нормальном развитии организм не может. Так, прежде чем прорежутся постоянные зубы, у человека должны появиться, а затем через определенное время выпасть молочные зубы.
- 5. цикличность. Существуют периоды активации и торможения роста: первое отмечается в период до рождения и в первые месяцы жизни; затем интенсификация роста происходит в 6-7 лет (полуростовой скачок) и 11-14 лет (ростовой или пубертатный, скачок роста). Неравномерность роста проявляется на протяжении года сезонным убыстрением или замедлением ростовых процессов. Так, увеличение длины тела происходит в основном в летние месяцы, нарастание веса- осенью.
- 6. гетерохронность- изменение пропорций тела с возрастом.
(от греч. — другой, — время) — рост и развитие всех органов и физиологических систем организма детей и подростков происходит гетерохронно (то есть не одновременно и неравномерно). Порядок развития и совершенствования органов зависит от их «нужности» и «полезности» для организма ребенка. Так, например, сердце начинает работать на 3-й неделе пренатального развития, а почки формируются значительно позднее и вступают в действие только у новорожденного ребенка. - 7. Синхронность. Процессы роста и старения совершаются относительно одновременно в разных органах и разных системах тела. Правило синхронности нарушается при ускорении роста и старения.
- 8. индивидуальное разнообразие. Индивидуальные различия в процессе роста и развития могут варьироваться в широких пределах. Существование индивидуальных колебаний процессов роста и развития послужило основанием для введения такого понятия, как биологический возраст, или возраст развития (в отличие от паспортного возраста).
- 2. Биологический возраст. Принципы определения критериев биологического возраста: комплексность, связь с хронологическим возрастом, популяционная тождественность, соответствие показателей, однородность группы. Критерии биологического возраста: морфологическая зрелость (скелетный и зубной возраст, критерий полового развития, соматическое развитие), физический и биохимический критерий (показатели белкового обмена, гормональные индексы), психический критерий (показатели развития ЦНС и психических функций).
Биологический возраст- это истинный возраст человеческого тела, показывающий, сколько лет человеку на самом деле.
Принципы определения критериев биологического возраста:
- · комплексность,
- · связь с хронологическим возрастом,
- · популяционная тождественность,
- · соответствие показателей,
- · однородность группы.
Критерии биологического возраста:
- 1. морфологическая зрелость (скелетный и зубной возраст, критерий полового развития, соматическое развитие).
Основными критериями биологического возраста считаются:
1) «внешний» критерий (кожные покровы);
Самый простой, но и самый грубый способ оценки биологического возраста — по пропорциям тела —соотношению длины конечностей и туловища. Такая оценка может давать только очень грубый, приближенный результат, так как здесь вмешивается фактор биологического разнообразия, т.е. конституциональной принадлежности индивида. У потенциальных долихоморфов уже в детском возрасте ноги могут быть относительно длиннее, чем у их сверстников-брахиморфов, хотя скорость морфофункционального развития брахиморфов по многим показателям часто оказывается выше. Поэтому, судя по пропорциям тела, можно с уверенностью отнести ребенка только к той или иной возрастной группе, причем достаточно широкой.
2) «скелетная зрелость» (порядок и сроки окостенения скелета);
Костный возраст. Гораздо более точный результат дает исследование костного (скелетного) возраста. Оссификация каждой кости начинается с первичного центра и проходит через ряд последовательных стадий увеличения и формирования области окостенения. На практике наиболее часто для этих целей используют кисть и запястье (обычно левой руки). Сравнение полученной рентгенограммы со стандартами и балльная оценка степени развития многих костей позволяют количественно (в годах и месяцах) выразить полученный результат.
3) «зубная зрелость» (сроки прорезывания молочных и постоянных зубов);
Зубной возраст. Если подсчитать число прорезавшихся (или сменившихся) зубов и сопоставить эту величину со стандартами, можно оценить так называемый зубной возраст. Однако возрастные периоды, когда такое определение возможно, ограничены: молочные зубы появляются в интервале от 6 месяцев до 2 лет, а смена их на постоянные происходит с 6 до 13 лет. В период от 2 до 6 лет и после 13 лет определение зубного возраста теряет смысл.
4) степень развития вторичных половых признаков.
Внешние половые признаки. Мужчину и женщину отличают половые признаки. Это абсолютные признаки пола (наличие или отсутствие y-хромосомы), первичные (половые органы) и вторичные (например, развитие волос на лобке, развитие молочных желез, изменение голоса, особенности телосложения, пропорции частей тела и др.). Гермафродитизм – наличие с одной стороны тела мужских половых желёз, а с другой – женских.
В период полового созревания биологический возраст можно оценивать по внешним половым признакам. Есть разные — количественные и качественные — методики учета этих признаков, но все они оперируют одним и тем же набором показателей: у юношей это размер мошонки, яичек и полового члена, оволосение на лобке, в подмышечных впадинах, на груди и на животе, появление поллюций, набухание сосков; у девушек это форма и размер грудных желез и сосков, оволосение на лобке и в подмышечных впадинах, время первого появления и установления регулярных менструаций.
Для каждого
из этих критериев биологического возраста — «внешнего», «зубного» и «костного» — разработаны оценочные шкалы и нормативные таблицы, позволяющие определить хронологический (паспортный) возраст по морфологическим особенностям.
Последовательность появления и динамика степени выраженности перечисленных признаков хорошо известны, что дает основания для достаточно точной датировки биологического возраста в период от 11—12 до 15—17 лет.
- 2. физический и биохимический критерий (показатели белкового обмена, гормональные индексы),
До некоторой степени в качестве критериев биологического возраста могут использоваться возрастные изменения физиологических и биохимических показателей. Однако информативность этих критериев намного ниже. Часть из них непосредственно связана с изменениями физических параметров ребенка. Например, частота сердечных сокращений с возрастом уменьшается: от 100 ударов в минуту у 2-х летнего ребенка до 65-70 ударов у взрослого. Эта закономерность совпадает с общебиологическим явлением ─ более частыми сердцебиениями при меньших размерах тела. Та же зависимость существует частоты дыхания: 40-45 в минуту ─ у новорожденного и в среднем 12-16 ─ у взрослого.
Некоторые физиологические функции «созревают» раньше других. Например, в раннем детстве желчь менее концентрированна, а содержание белков в сыворотке крови понижено, однако вскоре по этим показателям происходит достижение взрослого статуса. Кровяное давление продолжает подниматься не только в течении всего периода роста, но и на протяжении жизни: систолическое давление 5-летнего ребенка составляет примерно 80-85 мм ртутного столба, у 18-летнего юноши ─ 120 мм. Скорость основного обмена выше всего у новорожденного; за период от 6 до 20 лет она быстро снижается и продолжает снижаться на протяжении всей жизни. По некоторым данным, в пубертатном периоде она несколько повышается.
Половой диморфизм отражается на динамике многих физиологических и биохимических показателей. Так, у девочек ростовой скачок систолического давления крови начинается раньше, чем у мальчиков. Температура ротовой полости, уменьшающаяся от рождения до зрелости, раньше достигает «взрослых» значений у девочек и т.д.
Было сделано немало попыток использовать изменения использовать физиологических и биохимических параметров в качестве маркеров физиологической зрелости, но все они были неизменно сопряжены с рядом трудностей, связанных со сложностями сбора данных и отсутствия четких возрастных нормативов [2].
- 3. психический критерий (показатели развития ЦНС и психических функций).
Проблема соотношения психического (эмоционального, умственного) и физического развития представляет особый интерес для возрастной биологии человека, антропологии и педагогики в связи с акселерацией развития и изучением особенностей становления психической (и социальной) зрелости современного человека.
Поиск критериев созревания субстрата психических процессов ─ ЦНС ─ основан на изучение возрастной динамики важнейших ее структурных и биохимических параметров. Развитие мозга и нервной системы в целом имеет системную направленность, начиная уже с очень ранних этапах онтогенеза. Типичны: опережение по сравнению с тотальными размерами тела, гетерохрония, четкие возрастные градиенты созревания как всего мозга, так и коры, приуроченность наиболее интенсивного развития цитоархитектоники корковых формаций ко времени после рождения. Признание в качестве критериев определенных стадий зрелости и, следовательно, биологического возраста получили многие показатели: величина и плотность расположения нейронов, длина аксонов, степень миелинизации, синаптогенез, возможно, стадиоспецифичные антигенные факторы, активность АХЭ, содержание ДНК; при старении ─ липофусцин в перикарилнах нейронов, сенильные бляшки в нейропиле, атрофия дендритного древа, исчезновение дендритных шипиков, уменьшение размеров и потеря нейронов.
Проблема взаимоотношений биологического возраста с эмоциональным и умственным развитием достаточно сложна и решается пока неоднозначно. Существует лишь немногие данные о связи созревания ЦНС и эндокринного аппарата с возрастными изменениями свойств нервной системы, лежащих в основе темперамента (энергетический уровень, скорость, устойчивость, темп, подвижность реакций и др.). Выделение зависящих от времени параметров темперамента является основной задачей в разработке психологических критериев биологического возраста
3. Адаптивные типы. Морфофункциональная характеристика основных адаптивных типов человека: арктический, тропический, аридный, высокогорный, умеренный.
Адаптивным типом норма реакции, независимо (конвергентно) возникающая в сходных условиях среды обитания, в популяциях, которые могут быть не связаны между собой генетически.
Морфофункциональная характеристика основных адаптивных типов человека (Алексеева Т.И. 1980.):
- · Арктический - обитатели широких широт, климат суровый, низкие температуры, холодные ветра, наличие своеобразного радиационного режима. Большая плотность телосложения, массивный скелет, крупная цилиндрическая грудная клетка. Основной обмен повышен, а артериальное давление понижено. В диете у них преобладание животных белков и недостаток витаминов.
- · Тропический - охватывает обитателей теплых и влажных, реже засушливых регионов. Это высокие температуры в сочетании с высокой влажностью. Морфологически: низкая масса тела, высокие ростовые показатели, уплощенная грудная клетка. Функционально идет снижение основного обмена. В диете дефицит животного белка, преобладание растительной пищи.
- Пигмеоидный тип- снижение роста для нигретосов.
- · Аридный - климат сухой, высокая испаряющая способность воздуха, высокие температуры в тропических районах и холодная зима во внетропических зонах. Морфологически- астенические формы с плоской и уплощенная грудная клетка. Низкий уровень основного обмена, высокая минерализация скелета.
- · Высокогорный – низкое атмосферное давление, недостаток кислорода, низкие температуры. Морфологические: укрупнение длинных костей скелета, объемная грудная клетка, значительная жизненная ёмкость легких. Функционально сниженный уровень белкового обмена и снижение активности щитовидной железы.
- · Умеренный – жители умеренного пояса. Среднее значение между арктическим и тропическим. По морфологии преобладает мезоморфия.
Проявление адаптивных типов в наст время стирается в связи с развитием процесса социализации (урбанизация).
Общая приспособленность к городским условиям. Главный фактор - антропогенный. С+ и – (загрязнение атмосферы, почвы, воды, радио, электро).
Для городских популяций в общем характерно большая высокорослость, большая линейность, увеличенное жироотложение и значительным количеством крайних соматических вариантов